Защитные полумеры: из аптек и стационаров пропадает иммуноглобулин
Пациенты с первичным иммунодефицитом (редким орфанным заболеванием) жалуются на дефицит жизненно необходимого им препарата «Иммуноглобулин человека нормальный». Об этом «Известиям» сообщили в фонде «Подсолнух» и профильном обществе пациентов. Лекарство предоставляется на льготной основе в соответствии с программой государственных гарантий. Эксперты рассказали «Известиям», что объем закупок иммуноглобулина по госпрограмме в этом году по сравнению с прошлым практически не изменился. Однако в специализированных организациях утверждают, что проблема нехватки лекарства актуальна практически для всей страны и особенно заметна в Мордовии, Нижегородской и Московской областях. Отчасти она связана с тем, что в связи с пандемией коронавируса резко снизилось число доноров плазмы, из которой изготавливают препарат. Специалисты опасаются, что в следующем году ситуация может обостриться.
Остались без лечения
Перебои с иммуноглобулином начались весной-летом этого года.
— Одним пациентам отказались выписать рецепт в поликлинике, аргументировав тем, что иммуноглобулина нет. Другим рецепт выписали, но в аптеке, где они могут получить препарат по льготе, его не оказалось, — рассказал «Известиям» сопредседатель Общества пациентов с первичным иммунодефицитом (ОППИД) в РФ Антон Емелин.
По его словам, есть также сложности с получением лекарства в стационарах. В частности, в Московской области и Санкт-Петербурге.
— Прокапывают с опозданиями, зачастую только после жалоб в региональный орган здравоохранения. Если человеку некому помочь в такой ситуации, он просто сидит без лечения, — добавил Антон Емелин.
В ОППИД назвали регионы, где проблема наиболее актуальна: это республики Башкортостан и Мордовия, Нижегородская и Московская области, а также Ставропольский и Краснодарский края. Позднее в организации уточнили, что в ноябре в Башкирии препарат появился в местных стационарах.
«Известия» направили в минздравы и администрации перечисленных регионов запросы с просьбой разъяснить ситуацию. На момент написания материала ни одно ведомство не ответило.
Письма ждут ответа
Иммуноглобулин в аптеках практически не продается, пояснили «Известиям» в компании DSM Group, специализирующейся на исследованиях фармацевтического рынка. Препарат закупает государство и выдает пациентам по льготе или же его используют в больницах.
Объем закупок «Иммуноглобулина человека нормального» по госпрограмме в этом году по сравнению с прошлым даже немного вырос. Как рассказали «Известиям» в DSM Group, за десять месяцев 2019 года закуплено 360 906 упаковок, а за десять месяцев 2020 года — 381 400.
Тем не менее пациенты жалуются, что проблема существует. Благотворительный фонд помощи детям и взрослым с нарушениями иммунитета «Подсолнух» в начале декабря обратился в Минздрав, Росздравнадзор и к уполномоченному при президенте по правам ребенка Анне Кузнецовой.
В направленном в ведомства и омбудсмену письме (есть в распоряжении «Известий») говорится, что пациенты с первичным иммунодефицитом стали получать отказ в льготном обеспечении иммуноглобулином. На данный момент в работе фонда находятся 24 заявки от пациентов из 18 регионов, которые не смогли получить препарат, положенный им по закону.
Кроме того, согласно проведенным фондом опросам, 57% больных столкнулись с дефицитом препарата. Не смогли обеспечить своих пациентов иммуноглобулином 70% врачей.
Говоря о причинах, 35% врачей заявили об отсутствии препарата в аптеке в связи с неизвестными им обстоятельствами, 30% — о том, что аукцион на закупку иммуноглобулина был признан несостоявшимся, 10% заявили, что лекарства нет в стационаре.
— Мы очень надеемся, что ведомства примут экстренные меры для разрешения этой ситуации, которая угрожает жизни и здоровью пациентов, — подчеркнула управляющий директор фонда «Подсолнух» Ирина Бакрадзе.
«Известия» направили запросы в органы, куда обращался фонд. На момент написания материала ответы предоставлены не были.
Продешевили
Заменить иммуноглобулин другими препаратами нельзя, пояснил «Известиям» Александр Румянцев — академик РАН, президент Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии (НМИЦ ДГОИ) имени Дмитрия Рогачева. Пока у пациентов с первичным иммунодефицитом нет препарата, они остаются без естественной иммунной защиты.
На ситуацию с пропажей иммуноглобулина, по его мнению, оказали влияние несколько факторов.
— Во-первых, повлияла ситуация с коронавирусом. Из-за пандемии количество доноров плазмы, из которой изготавливают иммуноглобулин, резко снизилось. Эта проблема актуальна для многих стран. Во всем мире намечается дефицит этого лекарства, — рассказал Александр Румянцев.
Нехватка препарата, судя по сообщениям пациентов, заметна уже сейчас, отметил эксперт. Но наиболее ощутимой она станет в следующем году: дефицит плазмы, а соответственно, и производных из нее сохранится.
В пресс-службе ведущего производителя иммуноглобулина в России компании «Микроген» (входит в «Нацимбио») «Известиям» рассказали, что препарат выпускается в гражданский оборот ежемесячно, однако отметили, что производственные мощности предприятий, выпускающих препараты крови, ограничены наличием сырья — плазмы крови.
Решить проблему можно, подняв закупочную стоимость препарата, уверен Александр Румянцев.
Как уточнили в ОППИД, согласно госреестру предельных отпускных цен на ЖНВЛП, по определенным позициям зарубежный препарат стоит примерно в три раза дороже российского — 3700 рублей против 1319.
— В России мы пока не перестроились. У нас существует ограничение в цене. Мы можем увеличить количество иммуноглобулина или нарастив производство в стране, или осуществив плановую закупку за рубежом, но для этого придется поднять цену. Бизнес есть бизнес. Пока цена в России ниже, чем за рубежом, бизнес не приходит сюда торговать этим лекарством, — подчеркнул Александр Румянцев.
Академик также напомнил, что зарубежные компании не спешат в Россию из-за правила «третий лишний»: иностранные товары не могут участвовать в госзакупке при наличии как минимум двух предложений аналогичной отечественной продукции. Кроме того, процесс контролирует ФАС — когда на рынок выходят два или три препарата одного наименования, закупка производится по минимальной цене.
Минздрав, по данным Александра Румянцева, работает над решением проблемы дефицита иммуноглобулина.