Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Коронавирусная дорожка: что покажут зрителям российские кинофестивали

Декабрьские смотры из-за пандемии меняют формат, но не уходят в онлайн
0
Фото: пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Фестиваль «Окно в Европу» в Выборге пройдет без зрителей. «Артдокфест» перенесен на весну, но в «Октябре» будет представлена небольшая часть программы. «Сталкер» готовится к скандалам с посетителями. «Флаэртиана» рассматривает вариант, при котором офлайн-показов не будет вообще. Декабрь для российских киносмотров выдался горячим, но они все равно должны состояться. «Известия» разбирались, что происходит с кинособытиями в разгар коронавирусной пандемии.

С закрытой форточкой

XXVIII фестиваль российского кино «Окно в Европу» должен был пройти в августе, но оказался перенесен на декабрь, и многие сомневались, что он вообще состоится. В итоге организаторы, видимо, рассудили, что нужно всё же дать отобранным фильмам шанс. «Окно» — второй по значимости национальный кинофестиваль в стране после «Кинотавра», и если уж в Сочи при всей непредсказуемости положения удалось организовать смотр без каких-либо страшных последствий, то в тихом Выборге это тем более возможно.

С самого начала стало ясно, что таким, как всегда, «Окно» быть не может. Фестиваль был немного курортно-санаторным по духу, с меланхоличными посещениями местного парка «Монрепо», экскурсиями по средневековому замку, лодочными прогулками рядом с фестивальным центром, неторопливыми обсуждениями фильмов в уютных арт-кафешках. В этот раз всё спланировано иначе.

Программа осталась без изменений. Четыре полноценных конкурса, один из которых полностью премьерный, несколько десятков картин, включая призеров других фестивалей года, творческие встречи — как сообщила «Известиям» программный директор фестиваля Алиса Струкова, даже на пресс-конференциях будет шахматная рассадка и обязательные маски с перчатками, не говоря уже об остальных мероприятиях. Более того, фестиваль пошел на неожиданную меру.

— Мы решили значительно сократить количество гостей, участников и представителей прессы, которые приглашаются в Выборг, — рассказала Струкова. — Для последних в Москве в дни проведения фестиваля будут проходить закрытые специальные показы конкурса игрового кино в кинотеатре «Пять звезд на Павелецкой». Туда ведется аккредитация, хотя количество мест ограничено вместимостью зала, его можно заполнять не более чем на 25%. А на сайте фестиваля «Окно в Европу» будут проводиться трансляции церемоний открытия, закрытия, творческих встреч, пресс-конференций и других мероприятий.

С этой формой всё понятно, но у фестиваля возникла другая проблема. Показы в Выборге проходят бесплатно для всех, местные СМИ уже дали информацию об этом, и, похоже, желающих попасть в кино оказалось слишком много. Поэтому фестиваль объявил, что переходит в формат закрытого профессионального форума. Это значит, что кинопоказы и другие мероприятия закроют для зрителей, в зале будут только аккредитованные участники, гости, пресса и жюри. Иначе говоря, формат тот же, что у «Кинотавра», с той разницей, что в Сочи прессы много, а «Окно в Европу» почти всех журналистов оставил в Москве. Решение беспрецедентное, и очень интересно понаблюдать на месте за тем, как всё будет действовать — «Известия» едут на фестиваль и попробуют поработать в этом режиме, тем более что в программе немало многообещающих картин.

Рекламная пауза

С 3 по 10 декабря в московском мультиплексе «Октябрь» должен был пройти «Артдокфест» — главный фестиваль документального кино в России. Но даты меняются, теперь «Артдокфест» состоится со 2 по 9 апреля 2021 года, а в декабре фестиваль сделал ход конем. Он решил показать, как уточнила программный директор фестиваля Виктория Белопольская, «демоверсию» смотра или «маленький рекламный видеоклип» — 13 фильмов программы, включая картины открытия и закрытия. Без аккредитации прессы, в режиме коммерческих сеансов в первом зале «Октября» на 1500 мест, чтобы можно было продать 375 билетов на каждый показ.

— Пандемия вносит коррективы в привычный уклад вещей, так случилось и с «Артдокфестом», — пояснила «Известиям» президент сети кинотеатров КАРО, куда входит и «Октябрь», Ольга Зинякова. — Вокруг картины «Горбачев. Рай» возник ажиотаж, с учетом ограничений зал на открытии был полным. На фильм «Гунда» Виктора Косаковского все билеты распроданы. Динамика отличная. 10 декабря состоится торжественное закрытие зимней сессии с объявлением нескольких призеров. А основная часть программы фестиваля запланирована на апрель 2021 года по-прежнему у нас в «Октябре».

Действительно, на «Горбачеве» в зале было много людей, а на улице рядом с киноцентром стояли активисты, протестующие против показа фильма о генсеке, хотя сами они, естественно, картину не смотрели. Никаких мероприятий в фойе не проводилось, зато после сеанса состоялась сессия вопросов и ответов с участием создателей фильма. Горбачев на премьеру не приехал, но рекламы прибавляло то, что накануне режиссер Виталий Манский получил за этот фильм приз на самом престижном документальном кинофестивале в мире IDFA в Амстердаме.

Урал уходит в Сеть

Крупный международный кинофестиваль документального кино «Флаэртиана» специализируется на фильмах, снятых методом длительного наблюдения, и проходит ежегодно в сентябре в Перми. Сначала это был просто форум, потом он превратился в большой международный смотр, а затем на его основе была создана Пермская синематека с большим количеством программ и активностей.

В этот раз фестиваль перенесли на 11–17 декабря и объявили, что всю конкурсную программу, мастер-классы и церемонии можно бесплатно увидеть на YouTube-канале фестиваля. Это смелый шаг, фильмы «Флаэртианы» после фестиваля посмотреть, как правило, почти невозможно, в российский прокат они обычно не выходят. Это, конечно, потеря эксклюзивности, но зато огромный круг зрителей получит возможность узнать зачастую действительно яркие работы.

— У нас сильно сократилась программа, в ней всего 63 фильма, хотя обычно набирается до 150, — отметил «Известиям» президент фестиваля Павел Печенкин. — Меньше стало информационных и специальных сеансов. В полном объеме сохранились только конкурсы и питчинг. А ведь у нас день рождения, нам исполнилось 25 лет, так что для ограниченного числа зрителей мы сделали специальную офлайн-секцию «бест оф», с шахматной рассадкой и соблюдением остальных требований Роспотребнадзора.

Чтобы зрителей было больше, фестиваль арендовал зал на 150 мест, 75 из них можно занимать. Билеты бесплатные. Печенкин также уточнил, что онлайн-показы доступны только на территории Российской Федерации, а на участников международной программы будет действовать ограничение в 300 регистраций.

В ожидании битвы

МКФ «Сталкер» — один из крупнейших московских фестивалей, который в декабре проходит в Доме кино при переполненных залах. А потом он «гастролирует» со своей программой по городам страны, в 2020 году успел состояться в Смоленске, Рыбинске, Красноярске и Белгороде. 10–15 декабря «Сталкер» пройдет в Москве в 26-й раз, программа по-прежнему насыщенная. Организаторы не стали ее сокращать, хотя зрителей, конечно, будет меньше: всё те же 25% зала на 1300 мест. Билеты бесплатные. Онлайн-секции не предвидится. Основатель и генеральный продюсер фестиваля Игорь Степанов рассказал «Известиям», что ожидает максимального наполнения, но в связи с ограничениями у фестиваля могут возникнуть трудности.

— В этот раз у нас много премьер, прокатчики дали нам свои картины для первого показа, — сообщил он. — К нам обычно ходит много зрителей в возрасте, но мы вынуждены отказывать тем, кому больше 65 лет. Контингент мы в основном знаем, поэтому в конфликтных случаях просим показать паспорт, извиняемся и просим воздержаться от посещения. Но споры все равно возникают. Есть ряд посетителей, которым почему-то очень важно покричать, помитинговать и рассказать, как всё плохо в стране, потому что их не пустили на фильм. Но такие персонажи бывают не только у нас.

Почти все собеседники «Известий», рассказывая о фестивальных планах, оговариваются приблизительно с одной и той же формулировкой: «Если всё сейчас не закроют». Но показывать кино они в любом случае готовы до последней возможности.

Прямой эфир