Смотреть по-русски: американский кинорынок скупает фильмы из РФ
На проходившем онлайн всю прошлую неделю Американском кинорынке было представлено более 100 российских фильмов от 25 производителей. Заключению дорогостоящих контрактов не помешали ни пандемия, ни формат — впервые за всю историю мероприятия общение дистрибьюторов и кинокомпаний проходило исключительно в дистанционном формате. «Известия» узнали, какие отечественные ленты увидит заокеанский зритель.
«Недостижимый уровень»
Россия — традиционный участник American Film Market. Но в этом году нашим производителям досталось даже больше внимания, чем обычно. По мнению главы «Роскино» Евгении Марковой, отечественные фильмы сегодня обладают тремя необходимыми для успеха качествами: высоким профессионализмом, крепкими сценариями и грамотным маркетингом. Этим и объясняется большое количество успешных сделок.
— Можно с уверенностью сказать, что российское кино вышло на новый уровень, — отметила «Известиям» участник кинорынка, директор московской компании «Кинолэнд» Екатерина Лучко. — К нашим фильмам растет интерес — об этом можно судить по количеству заключаемых сделок на кинорынках.
Так, «выстрелили» экшен «Майор Гром: Чумной Доктор», основанный на одноименном популярном комиксе, трогательная история собаки «Пальма», драма про завербованную сирийскими террористами русскую девочку «Пальмира», хоккейная мелодрама «Буран», фильм-катастрофа «Огонь» о героях-пожарных и спасателях, трогательная историческая мелодрама «Серебряные коньки», криминальная драма «Маша» о бурных 1990-х и сказочная комедия «Последний богатырь. Корень зла».
Особый успех имела драма «Клятва». Ее действие происходит в 1941 году в провинциальной советской психиатрической больнице, главврач которой пытается спасти своих пациентов от гибели ценой собственной жизни. В основе сюжета — подлинная история врача-психиатра Наума Балабана. В первый же день кинорынка фильм купили США, Канада и Австралия. Такое обычно случается, когда в ленте участвуют голливудские звезды первой величины. Российское же кино подобным спросом пользуется впервые.
Если раньше у российских производителей покупали в основном полнометражное кино, то в этом году компас интереса дистрибьюторов сместился к сериалам. Так, Пятый канал выставил в общей сложности пять проектов, в том числе новые многосерийные ленты про полицейских «Крепкие орешки» и «Ментозавры».
Традиционно вне конкуренции находится российская анимация. «Союзмультфильм» вышел на ринг с уникальным арт-проектом «Гофманиада», успешно выступили и представители коммерческого жанра — новая серия популярных франшиз «Снежная Королева: Зазеркалье», «Белка и Стрелка. Карибская тайна». А пермские мультипликаторы представили ленту «Пчелография».
— Мы обожаем российские мультфильмы, это просто недостижимый уровень пока. Не только у нас в Корее, но и во всем мире, — призналась «Известиям» корейский дистрибутор Мисион О. — И поверьте, я знаю о чем говорю, так как езжу по рынкам и покупаю анимацию уже много лет.
Виртуальная Калифорния
В этом году впервые все сделки проходили дистанционно. Удивительно, что переезд кинорынка из роскошного приморского отеля Санта-Моники в онлайн не сильно изменил соотношение спроса и предложения и совсем не повлиял на покупательский интерес. Напротив, оказалось, что такая работа экономит силы и время.
— Вместо того, чтобы бегать вверх и вниз по бесконечным лестничным пролетам восьмиэтажного отеля, потому что лифтов дождаться нереально, можно спокойно смотреть фильмы дома в собственном кресле. А потом по видео договариваться о покупке прокатных прав. Ведь в конце концов наша работа заключается именно в этом — смотреть и покупать! — сказала «Известиям» американский представитель крупнейшего французского дистрибьютора Gaumont Аделина Фалампин.
С ней солидарен Карлос Розадо, президент Spanish Film Commission.
— Внимание фокусируется лучше, решения принимаются более взвешенные. Ориентироваться в виртуальном пространстве намного легче, чем в реальном, — уверен он.
— Нужно только немного воображения, а уж этого у людей моей профессии хватает, — добавила Фрида Оберлин, представляющая на рынке немецкую компанию ARRI Media.
С другой стороны, по мнению журналиста авторитетного киноиздания Screen International Джереми Кая, участникам не хватает общения.
— Очень жаль, что из программы исключены незапланированные встречи — его величество случай (как правило, счастливый) теперь никак не может вмешаться в судьбу фильма или его авторов, — посетовал он.
По мнению президента кинорынка Джин Превитт, минусы перевешивает тот факт, что теперь участие в AFM стало доступнее для молодых и начинающих производителей и дистрибьюторов.
— Благодаря виртуальному формату участники не тратят деньги на многочасовые перелеты, номера в дорогих прибрежных отелях Калифорнии, на аренду офисов для размещения своих сотрудников и кинозалов для показов своих проектов, — отметила она. — И если раньше участие могли себе позволить только крупные, хорошо зарабатывающие компании, то сейчас это стало посильно для всех.
Российские результаты стали хорошим подтверждением этого тезиса. Отечественные же зрители увидят большинство представленных картин в конце этого или первой половине следующего года. Если, конечно, пандемия не внесет коррективы.