Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Уйдем на сервер: российское кино может перебраться в онлайн
2020-11-14 14:37:07">
2020-11-14 14:37:07
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Американских блокбастеров почти нет в прокате, но золотые времена для российского кино еще не настали. За исключением нескольких успешных случаев на отечественные фильмы зритель идет не очень хорошо — по данным ЕАИС, даже у самых заметных посещаемость составляет 6–8 человек на сеанс. А на таком хите, как «Стрельцов», — 11. У зарубежных картин широкого проката последних недель показатель находится на отметке 13–16 билетов — наиболее успешны «Довод» и «После. Глава 2». Эксперты полагают, что в перспективе российская кинопродукция найдет свою нишу не столько на больших экранах, сколько в интернете. И именно поэтому онлайн-платформы сейчас так активно вкладываются в производство собственного контента.

Закон очень малых чисел

Логика кинотеатров проста: если на большинство российских фильмов приходит меньше зрителей, чем на зарубежные, то какой смысл ставить их в прокат? Кинотеатры сегодня и так выживают с трудом. В Москве уже введено ограничение на заполняемость залов в ¼, в большинстве регионов кинотеатры работают с 50-процентной заполняемостью, а где-то их вообще закрыли. Там, где владельцам мультиплексов не удалось договориться о снижении арендной платы, кинотеатры работают в убыток, и неизвестно, сколько они еще протянут. В такой ситуации кто угодно будет делать ставку на стопроцентные хиты, а фильмы, у которых шансы на привлечение публики меньше, останутся за бортом. И, вероятно, уйдут в онлайн — самый динамично развивающийся сектор киноиндустрии в 2020 году. А в кинотеатрах из российских картин останутся только беспроигрышные хиты.

— Когда мы говорим, что фильмов будет меньше, у читателя или зрителя может сложиться впечатление, что его чем-то обделили, — отмечает президент Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. — На самом же деле прокат станет более осмысленным. Оттуда уйдут телемувики, уйдет «шум» в афише, фильмы, которые можно смотреть дома. Они и не настроены на восприятие на большом экране. Рынок очищается, и это хорошо. В последнее время на зрителя обрушился целый шквал релизов, и это отвлекало от выбора. А теперь и массовые, и «художественные» кинотеатры будут предлагать только то, что стоит смотреть именно на большом экране.

кинотеатр
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Александр Авилов

Эксперт также считает, что сейчас у публики сформировался сильнейший запрос на большие русские фильмы. Во-первых, потому что на Голливуд надежды нет: релизы там переносятся на месяцы и годы. Во-вторых, само массовое сознание начало ментально расходиться с западным миром. Российский зритель не примет Золушку, которую играет чернокожий гей, убежден Березин. Следовательно, широкая аудитория будет отказываться от просмотра таких фильмов. Она хочет отечественного кино с ценностями, соответствующими российскому менталитету. И раз так, то Россия пойдет путем Китая, Индии, Японии или Франции, где национальное кино более востребовано, чем голливудское. На ТВ наши сериалы давно вытеснили зарубежные, в кинопрокате однажды произойдет то же. Время «Звездных войн» закончилось, утверждает эксперт, наступает эпоха российского кино и это важнейший современный тренд.

Кто здесь народный

Получается, каждый новый фильм будет проходить некую негласную и, возможно, неосознанную проверку на соответствие национальному менталитету. Иначе в кинотеатрах его выпускать нет смысла. Для коммерческого кино этот «экзамен» будет не таким уж и сложным, а вот авторским картинам и арт-мейнстриму придется нелегко. Попробуй докажи, что ты народный, а не сможешь — вот маленькие клубные кинотеатры. Которые тоже будут думать, взять российскую картину или зарубежную, но сделанную известным автором, условным фон Триером. А учитывая, что порог в 25% ударит прежде всего по небольшим артхаусным залам, места для авторских фильмов будет не так уж много. Вместо 1000 прокатных фильмов в год будет выпускаться, возможно, вполовину меньше.

— В кинотеатрах останутся боевики, фэнтези и экшены, — считает главный редактор сайта «ПрофиСинема» Нина Ромодановская. — Может быть, еще ромкомы и хорроры, для которых важна атмосфера коллективного просмотра.

кионтеатр
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Александр Авилов

Итак, значительная часть российских фильмов должна будет уйти в какое-то другое место. Речь идет об онлайн-кинотеатрах.

Когда в апреле потенциальный кинохит хоррор «Спутник», не дожидаясь открытия кинотеатров после локдауна, был выпущен на платформе more.tv, представители отрасли возмущались — голливудские блокбастеры перенесли, так еще и без отечественного контента хотят залы оставить. Некоторые даже злорадствовали: мол, аудитория стримингов маленькая и фильм в итоге никто не увидит.

Однако уже в мае студия Art Pictures сообщила, что за первый месяц онлайн-проката «Спутник» набрал более 1 млн просмотров на платформах, где был представлен. Более того, в каждом из этих кинотеатров он на тот момент стал самым востребованным российским релизом года.

Цифры и факты

Например, за первые пять дней онлайн-проката на IVI хоррор посмотрели в пять раз больше пользователей, чем за тот же период — «Король лев» и «Аладдин». Потом «КиноПоиск HD» выпустил «Фею» Анны Меликян, и этот фильм месяц держался в топе сервиса по просмотрам.

Кадр из фильма «Спутник»

Кадр из фильма «Спутник»

Фото: Национальная Медиа Группа (НМГ)

— Благодаря успеху «Спутника» игроки рынка стали по-другому смотреть на релиз своих проектов в онлайне, — подтверждает руководитель отдела по монетизации платных сервисов more.tv Владимир Малыженков. — Раньше была гегемония кинопроката, за которым после большого «окна» следовал онлайн-выпуск. Сейчас эта система пересматривается, и будет гибридная модель, когда digital-прокат идет бок о бок с кинотеатральным.

Аудитория стримингов вообще очень благожелательно настроена к отечественному контенту. Если посмотреть топы платформ, мы увидим, что там обязательно присутствуют российские картины. Так, лидером по просмотрам в онлайн-кинотеатре «Ростелекома» стал фильм «Вторжение». У IVI в десятке «Т-34», «Я худею», «Балканский рубеж». У прочих платформ — «Союз спасения», «Текст», «Лед 2» и другие. На Netflix в топе российские сериалы «Эпидемия» и «Метод», но вскоре, несомненно, там появится и наш полный метр.

Кадр из сериала «Эпидемия»

Кадр из сериала «Эпидемия»

Фото: PREMIER

Стриминги активно производят собственный контент. Самым рейтинговым сериалом весны стали «Чики», созданные на mоre.tv. Start заключил контракт с Константином Богомоловым, который будет снимать фильмы и сериалы только для платформы. IVI только что презентовал с десяток полнометражных проектов, которые произведет и выпустит в ближайшие месяцы. За уикенд в российские кинотеатры приходит 1 млн зрителей, а у стримингов может быть и 2 млн «уников» в день.

Не так быстро

Казалось бы, за чем дело стало? Надо уполовинить прокат и нарастить производство в стримингах. Однако не всё так просто.

— Проблема в том, что зрителей у платформ в совокупности пока все равно мало, — напоминает Нина Ромодановская. — Фильмы для онлайна в производстве должны быть очень дешевы, тогда это будет бизнес.

Еще более решительно настроен главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев, который считает, что объем онлайн-рынка в России не способен удовлетворить аппетиты продюсеров. Бизнес-модели их картин предполагают гораздо более высокие заработки и даже производство, в которое вкладываются стриминги, чаще всего не нацелено на выход сразу онлайн, утверждает он.

камера
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Кино, вышедшее на большом экране, вызывает больший интерес у зрителя, чем то, которое вышло сразу онлайн, — объясняет Нечаев. — У него шире маркетинговая компания, выше узнаваемость.

По его прогнозам, рынок кинотеатрального проката может сравняться с онлайном по объему средств в 2024 году.

— Для нас как для представителей киноиндустрии важно, чтобы кино продолжало выходить на большом экране, — соглашается директор по контенту медиасервисов «Яндекса» Ольга Филипук. — Конечно, борьба за зрителя сейчас осложняется еще и внешними факторами, но говорить о полном уходе в онлайн рано. Сочетание офлайн- и онлайн-показа, на наш взгляд, работает лучше всего. И мы стремимся сократить период от показа в кинотеатрах до онлайн-премьеры, чтобы у зрителей была возможность смотреть кино так, как им удобнее, и не ждать много месяцев.

Онлайн-кинотеатр
Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

Как долго кинотеатральный прокат будет перевешивать онлайн, сказать сложно. Но пока «Подольские курсанты», «Цой» и «Дорогие товарищи» начали уикенд на показателях 3–5 человек на сеансе. Сколько здесь экономики и сколько надежды, высчитывать всё труднее. А делать это все равно придется.

Читайте также