Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Детское время: россияне всё чаще хотят отложить выход ребенка на работу
2020-11-24 15:45:44">
2020-11-24 15:45:44
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За последние 10 лет в России в полтора-два раза выросло количество родителей, которые считают, что ребенок может идти работать только после достижения совершеннолетия или после того, как выучится на профессию, следует из опроса карьерного сервиса Superjob, с которым до публикации ознакомились «Известия». В целом большинство из опрошенных считают оптимальным для этого возраст 16–17 лет, женщины чаще чем мужчины склонны «отодвигать» этот срок . Ранний старт карьеры в том числе на низкооплачиваемых должностях или в качестве стажера поможет реально оценить свои способности и понять запросы рынка. В то же время именно в этом возрасте психика очень уязвима, а дети склонны переоценивать свои силы и возможности, поэтому важно, чтобы в принятии решения им помогли родители, обращают внимание эксперты.

Ранний старт

Ребенок может начать работать или подрабатывать с 16–17 лет, полагают около трети (30%) родителей, принявших участие в опросе. Этот ответ стал наиболее распространенным. Еще почти четверть (26%) считают, что зарабатывать собственные деньги можно с 14–15 лет. За то, чтобы позволить ребенку зарабатывать с 12–13 лет или до достижения 12 лет выступили только 5% и 3% респондентов соответственно.

Еще 19% респондентов полагают, что лучше всего подождать, пока ребенок не получит собственную профессию, часть родителей придерживается мнения, что выходить на работу ребенок должен только после того, как освоит профессию (13%). Затруднились ответить 5% респондентов.

Школьник разносит газеты во время каникул

Школьник разносит газеты во время каникул

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

При этом женщины чаще, чем мужчины, полагают, что выход на первую работу или подработку лучше отложить. Так, идею о том, чтобы ребенок начал зарабатывать в возрасте 14–15 лет, поддерживают 27% мужчин и 25% женщин, в возрасте 12–13 лет — 6% мужчин и 4% женщин, до 12 лет — 4% и 2% соответственно.

В то же время женщины чаще выбирали вариант ответа, согласно которому первая работа должна появиться уже после 18 лет (24% женщин против 16% мужчин).

Опрос проводился сервисом Superjob среди родителей детей в возрасте от 7 до 16 лет по всей России с 1 по 18 ноября, в нем приняли участие 1,6 тыс. респондентов.

Подросток работает на заводе по выпуску сантехнического оборудования

Подросток работает на заводе по выпуску сантехнического оборудования

Фото: ТАСС/Валерий Матыцин

При этом 10 лет назад участники аналогичного опроса почти вдвое чаще высказывались в пользу более ранней работы или подработки. Результаты текущего исследования приведены в сравнении с данными опросов, проводившихся в 2011, 2012 и 2014 годах.

Так, идею о том, что ребенок должен идти работать после 18 лет или после получения профессии, тогда разделяли только 14% и 5% родителей соответственно (сейчас — 19% и 13%). Больше всего респондентов (37% и 32%) тогда придерживались мнения, что идти работать нужно в 14–15 или 16–17 лет. Эти ответы также сохраняли популярность в 2012 и 2014 годах.

Отталкиваться от внутренних целей

Раннее начало карьеры позволяет детям лучше определиться с собственными профессиональными приоритетами, получить опыт взаимодействия с людьми в рабочей обстановке и понять, как вообще устроен рынок труда. Однако важно, чтобы решение было осознанным и так или иначе соответствовало жизненным целям ребенка, а не принималось исключительно из желания заработать дополнительные деньги на карманные расходы, обращают внимание опрошенные «Известиями» эксперты.

В целом возраст выхода на первую работу или подработку очень индивидуален — многое здесь также зависит от мнения родителей. Сам по себе такой опыт может быть полезен, однако, понимая, что речь, как правило, идет о подростках, важно учитывать особенности их психики и поддерживать ребенка на этом этапе, отмечает семейный психолог Наталья Панфилова.

Подросток во время ремонта школы

Подросток во время ремонта школы

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

— Чаще всего работать или подрабатывать дети начинают в 14, 15 или 16 лет. В это время психика очень уязвима, ребенок легко может получить психологическую травму, попасть под негативное влияние взрослых. Любой взрослый может такого ребенка задеть и нагнать разных комплексов. Поэтому сама по себе подработка — дело неплохое, но важно, чтобы ребенок не пошел работать непонятно куда и непонятно кем просто потому, что ему захотелось больше денег, — предупреждает она.

Кроме того, в этом возрасте молодые люди, как правило, склонны серьезно переоценивать свои силы, что может повредить учебе. Помочь ребенку правильно расставить приоритеты и убедиться в том, что работа не повлияет на учебу, по мнению собеседницы издания, — во многом задача именно родителей.

При этом мотивация современных подростков заметно отличается от мотивации их родителей, отмечает карьерный консультант и основатель рекрутинговой компании B.Lab Ирина Баранова. Так, если родители чаще проявляют прагматизм и просят найти их детям подработку, чтобы те «поняли цену деньгам», сами подростки всё чаще ищут работу, которая позволила бы им самореализоваться в будущем и давала ощущение того, что они делают что-то полезное. Это, по ее мнению, правильный подход.

— Надо отталкиваться от своих внутренних целей и ориентиров, а не идти на поводу у каких-то внешних обстоятельств или навязанных ценностей — например, о том, что хорошая работа — это работа от звонка и до звонка, или что главное, чтобы у тебя были деньги на новый смартфон, — отмечает она.

Специалисты Ростовского областного центра занятости рассказывают учащимся 11-х классов одной из школ Ростова-на-Дону о перспективах трудоустройства после окончания средней школы на приеме в мобильном пункте службы занятости

Специалисты Ростовского областного центра занятости рассказывают учащимся 11-х классов одной из школ Ростова-на-Дону о перспективах трудоустройства после окончания средней школы на приеме в мобильном пункте службы занятости

Фото: РИА Новости/Сергей Венявский

Благоприятным сценарием может быть работа в компании родителей в роли, не требующей серьезной квалификации, отмечает Наталья Панфилова: «Это значит, что ребенок будет в безопасности и при этом он сможет примерить на себя разные профессиональные роли, понять, хочет ли в будущем идти по стопам своей семьи или делать что-нибудь свое». Еще один вариант — временная подработка на каникулах, которая не повредит учебе.

Выход детей на рынок труда, как правило, подвержен сезонности и привязан к каникулярным периодам, подтверждают в Superjob.

— До 2019 года количество размещенных резюме вырастало в марте и в ноябре на 15–20% к среднемесячным показателям активности, в декабре-январе — на 25–30%; самый большой рост приходился на длинные летние каникулы: с конца мая до середины августа число размещенных резюме вырастало на 60–70% относительно среднемесячных показателей, — говорят в компании.

При этом в 2020 году на детскую подработку повлияла пандемия — так, в ноябре число размещенных резюме подростков растет быстрее (30% против «традиционных» 15–20%). Кроме того, изменились и предпочтения соискателей — на сайте стало появляться меньше промоутеров, аниматоров и нянь, но больше соискателей, заинтересованных в работе курьеров или удаленной работе — например, тестировщика мобильных игр или репетитора.

Оценить себя

Если речь идет о работе в крупной компании, то в случае со старшеклассниками и первокурсниками более вероятно, что это будет стажировка, а не оплачиваемая стартовая позиция, полагает Ирина Баранова. Однако общее понимание того, как устроена работа в компании — включая знания о штатном расписании и о том, как вообще устроена крупная компания, — полученное в этом случае, может стать важным преимуществом на последующих собеседованиях. Кроме того, ранний выход на рынок позволяет заранее определиться со своими предпочтениями на будущее. Если у человека уже есть специальности, которые его интересуют, он сможет посмотреть на то, как строится рабочий день такого специалиста на самом деле, сравнить это со своими представлениями и, если что, скорректировать собственные цели, отмечает эксперт.

Студент изучает на стенде работу автомобильного двигателя в учебно-ресурсном центре автосборочного предприятия

Студент изучает на стенде работу автомобильного двигателя в учебно-ресурсном центре автосборочного предприятия

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

Еще год назад в Министерстве просвещения обращали внимание, что российские подростки не умеют соотносить собственные склонности и интересы с запросами, существующими на современном рынке труда. Об этом в ведомстве рассказали по итогам масштабного профессионального тестирования, которое проводилось среди 250 тыс. школьников в августе прошлого года.

В рамках тестирования участникам было предложено ответить на три группы вопросов: о собственных профессиональных интересах и целях, затем — на вопросы, касающиеся современного рынка труда и, в частности, существующих профессий. На финальном этапе им предлагалось соотнести свои запросы с потребностями рынка. Сделать это смогли только 1,5% участников.

— Почти 90% ребят не понимают ни то, что у них внутри, ни рынок труда. Около 10% уже разобрались с тем, чего они бы хотели, они более-менее понимают себя, но не понимают рынок труда. И только примерно 1,5% опрошенных знают, чего хотят и даже по какому-то треку двигаются. Всех их мы даже знаем — это ребята из «Кванториумов» и «Сириусов», — рассказывала тогда заместитель министра просвещения Ирина Потехина.

Студенты во время деловой игры Sky Game, в ходе которой будущие сотрудники Домодедово попробовали свои силы в организации полноценного цикла воздушной гавани

Студенты во время деловой игры Sky Game, в ходе которой будущие сотрудники Домодедово попробовали свои силы в организации полноценного цикла воздушной гавани

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Именно возможность оценить свои реальные способности и склонности, посмотреть, на что ты способен и соответствуют ли твои качества твоим запросам, является одним из преимуществ раннего выхода на работу, обращает внимание Наталья Панфилова. Кто-то, кто всегда мечтал руководить, может обнаружить, что в действительности намного лучше справляется с ролью исполнителя, а кто-то, наоборот, неожиданно откроет в себе способности руководителя. Если выяснится, что запросы не соответствуют реальным качествам, а достижение этой цели для ребенка важно, станет понятно, над чем стоит поработать в будущем, говорит эксперт.