Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Американский холдинг State Street выплатит $7,5 млн из-за нарушения санкций
Мир
Принц Гарри признался, что опасается покушения на свою жену Меган Маркл
Армия
Расчет ЗРК «Стрела-10» уничтожил три дрона ВСУ за одно боевое дежурство
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди в Москве 27 июля
Общество
В Госдуме рассказали о повышении пособий по беременности и уходу за ребенком
Общество
Заслуженный юрист РФ раскрыл новую уловку мошенников с «заграничными номерами»
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минобороны планирует перевооружить центры радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Военно-морского флота до конца следующего года, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. С каждым годом такие средства становятся всё более важными в войнах и различных конфликтах. Но флот предъявляет к ним свои требования — корабли и подводные лодки действуют на расстоянии в тысячи километров от берега. Как им смогут помочь в мирное и военное время центры РЭБ и какими уникальными системами обладают российские моряки, разбирался военный историк Дмитрий Болтенков.

На передовом рубеже

Прошедшая вторая карабахская война отчетливо показала новые методы ведения боевых действий: массовое использование беспилотных летательных аппаратов и широкое применение средств радиоэлектронной борьбы. Давно прошли те времена, когда Военно-морской флот ассоциировался только с кораблями и подводными лодками.

Настоящий ВМФ России это прежде всего оперативно-стратегические межвидовые образования, отвечающие за оборону больших территорий России. Они способны вести боевые действия на море, под водой, в воздухе, на суше и в радиоэлектронной сфере. Так, Калининградскую область обороняет Балтийский флот. Крым — это зона ответственности Черноморского флота. За Камчатку отвечает командование войск и сил на северо-востоке России. Кольский полуостров и большая часть Арктики — это Северный Флот.

В составе военных округов есть бригады радиоэлектронной борьбы. Это по существу фронтовые формирования для ведения боевых действий в радиоэлектронной сфере. Во флоте аналог таких бригад называется центром радиоэлектронной борьбы. В составе ВМФ их пять — по одному на флотах европейской части России и два на Тихом океане.

Корабли Черноморского флота в Крыму

Корабли Черноморского флота в Крыму

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Вообще ведение боевой и обычной жизнедеятельности флотских соединений без радиоэлектроники сегодня представить невозможно. Сигналы управления передаются посредством коротковолновой радиосвязи. Наведение систем управления оружием, навигация, передача информации между кораблями и штабами — всё это радиоэлектронная сфера. Время посыльных судов парусных эскадр и передача информации флагами давно ушло в прошлое.

Сами же морские центры радиоэлектронной борьбы в настоящее время находятся на передовом рубеже. Последние годы самолеты стран НАТО постоянно совершают полеты около Калининградского эксклава и Крымского полуострова. В этом году дошло до имитации стратегическими бомбардировщиками США ракетных ударов по воинским частям и кораблям Балтийского и Черноморского флотов. Корабельные группировки ВМС НАТО регулярно отрабатывают свои задачи в этих морях. Весной нынешнего года ВМС США и Великобритании впервые за 30 лет зашли в акваторию Баренцева моря.

Всё это вынуждает российское командование укреплять как ВМФ в целом, так и его радиоэлектронный компонент.
Последние годы на вооружение центров РЭБ поступили комплексы подавления коротковолновой радиосвязи «Мурманск-БН»
. Они предназначены для обнаружения коротковолновых линий радиосвязи в стратегических, оперативных звеньях управления противника, а также для технического анализа выявленных целей и их радиоэлектронного подавления.

Мощность комплекса может достигать 400 кВт. В боевом применении «Мурманск-БН» способен работать на дальностях до 5 тыс. км. Таким образом, применяя комплекс из района Калининградской области, можно, по сути, выключить всю КВ-радиосвязь НАТО на Атлантическом океане. А действуя из района Камчатки, можно тушить радиосигналы в радиусе от Чукотки до Японских островов. Другим комплексом борьбы с КВ-радиосвязью является «Самарканд». Какие-либо его характеристики в открытой печати никогда не публиковались. Спутниковую же связь можно подавить, используя другие системы, в частности «Тирада-2».

От них не скрыться

Важнейшим элементом обороны стало ведение радиоэлектронной разведки. Она осуществляется самолетами разведчиками, самолетами радиолокационного обнаружения (в частности, Е-3 AWACS, Е-2 Hawkeye и Е-8 JSTAR) и служит для уточнения расположения военных объектов и кораблей. Далее полученные данные могут быть переданы на носители крылатых ракет — корабли и бомбардировщики. Для борьбы с ними используются станции радиопомех воздушным и космическим бортовым радиолокационным средствам противника «Красуха-4» и «Красуха-2».

Радиоэлектроника развивается быстрыми темпами, и на замену комплексам «Красуха» создан новый комплекс «Дивноморье». Он используется для постановки помех зарубежным самолетам-радарам и спутниковым системам радиолокационной разведки, вертолетам, беспилотникам и крылатым ракетам.

Развертывание наземного многофункционального модуля помех «Красуха-4»

Развертывание наземного многофункционального модуля помех «Красуха-4»

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Комплекс размещается всего на одной машине. Работа «Дивноморья» полностью автоматизирована. Обнаружив цель, система самостоятельно анализирует сигнал и определяет его тип, направление и мощность излучения. По этим данным выявляются тактико-технические характеристики объекта. После этого автоматика составляет план подавления и самостоятельно выбирает наиболее эффективный тип помех. Дальше система воздействует на РЛС противника мощным шумовым излучением.

По некоторым сведениям, такой комплекс поступил на вооружение 841-го центра РЭБ и, по слухам, комплекс уже был проверен на силах ВМС Великобритании в Северном море. Также продолжается насыщение береговых сил ВМФ системами, предназначенными для борьбы с беспилотными летательными аппаратами.

При этом береговые комплексы РЭБ российского флота не только осуществляют радиоэлектронную защиту сил и средств флота, но и проводят активную радиоэлектронную разведку сил зарубежных стран, собирая и анализируя данные.
Особо стоит отметить, что использование разнообразных комплексов находится под управлением автоматизированных систем управления, которые позволяют комплексно закрывать все частоты, каналы управления, связи и навигации для использования силами вероятного противника.

Военнослужащие во время тактических учений береговых ракетных войск Балтийского флота с использованием противокорабельного ракетного комплекса «Бастион»

Военнослужащие во время тактических учений береговых ракетных войск Балтийского флота с использованием противокорабельного ракетного комплекса «Бастион»

Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

Центры РЭБ — важнейший элемент так называемых зон ограничения доступа. Такие зоны созданы в Калининградской области, в Крыму, на Кольском и Камчатском полуостровах. В их составе разнообразные ударные подсистемы, в частности береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал», авиационные и корабельные силы, силы ПВО, такие как комплексы С-400 и «Панцирь-С1». Невидимым щитом и мечом таких «зон» служат центры радиоэлектронной борьбы ВМФ.

Безусловно, военнослужащие США и НАТО, оперируя вблизи границ Российской Федерации, ощущают на себе воздействие в радиоэлектронном спектре. Так, некоторое время тому назад адмирал Джон Ричардсон, руководящий военно-морскими операциями США (отечественный аналог — главнокомандующий ВМФ), заявил в интервью радиостанции Voice of America: «В последние годы американские военные моряки сталкиваются со всё более усиливающимися российскими возможностями в области радиоэлектронной борьбы. Нам необходимо нарастить средства противодействия таким угрозам со стороны России. Для американского флота это новая задача. Именно эти разрушительные технологии станут решающими в будущих битвах, но мы пока сильно отстаем. Мы должны срочно увеличить инвестиции на этом направлении».

В целом же средства радиоэлектронной борьбы Вооруженных сил России находятся на более передовом уровне, чем у других стран. Кроме того, ведется активное развитие и создание новых систем и комплексов.

Прямой эфир