Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Вместо мяса и яиц: заменят ли растительные аналоги животную пищу
2020-11-19 17:42:22">
2020-11-19 17:42:22
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Американская компания Eat Just решила покорить Азию и Европу своим самым популярным продуктом — растительным заменителем яиц. Целевой аудиторией «как бы яиц» выступают веганы, но в компании полагают, что «просто яйцо» (Just Egg) придется по душе всем, кто заботится о своем здоровье и окружающей среде. С каждым годом голос производителей растительных заменителей животных продуктов звучит всё громче, а стейки, ради которых не пострадал ни один бычок, всё больше напоминают по вкусу мясо. Чем заменяют привычную пищу, кто такие флекситарианцы и какие перспективы у растительных заменителей в России — читайте в материале «Известий».

Не такое и простое

Яйцо под брендом Just Egg производят в двух вариантах: жидкость, напоминающая взбитые яйца, и замороженные лепешки типа омлета. В основе — маш (бобы мунг), его белковый изолят. Характерный цвет продукту придают куркума и морковь.

«Мы надеемся, что в следующие 10 лет больше людей будут есть не куриные яйца, а их растительные заменители», — говорит соучредитель и исполнительный директор Eat Just Джош Тетрик. А природа, вероятно, только спасибо скажет. Ведь, как отмечают создатели инновационной альтернативы яйцам, при производстве продукта потребляется на 98% меньше воды, чем на традиционных птицефабриках, а углеродный след на 93% меньше. В компании считают, что растительные яйца понравятся не только веганам — ведь в них нет холестерина.

Согласно данным исследовательской компании SPINS, за последний год американский рынок растительных заменителей продуктов животного происхождения вырос в среднем на 11%. Но яйца превзошли все ожидания — в 2019 году сектор заменителей вырос на 192%.

Производственное предприятие компании Eat Just

Производственное предприятие компании Eat Just

Фото: JUST Egg/ju.st

Врач-диетолог, член Национальной ассоциации диетологов и нутрициологов Елена Тихомирова сомневается, что аналоговые яйца привлекут не только веганов и людей с аллергией на яичный белок. Сразу встает вопрос цены — синтез белка пока точно дорогое предприятие, а обычные яйца дешевые. Но главное — состав.

«Яйцо — это уникальнейший продукт, который изобретен природой. Это идеальный инкубатор, — говорит «Известиям» врач-диетолог. — Всё, что нужно для будущей жизни, все необходимые макро- и микроэлементы в яйце уже есть. Идеальнее, чем природа, мы не придумываем ни на грамм».

По словам эксперта, в привычном курином яйце содержатся все незаменимые аминокислоты, причем в идеальном соотношении: «Когда мы говорим о пользе какого-то белка, то в качестве эталона берем яичный белок. Он усваивается на 100%! Яйцо из горохового белка или каких-то других растительных белков усваивается организмом процентов на 50–70».

В яйце содержится лецитин, а тот самый холестерин, за который часто ругают яйца, не только не вреден, но еще и необходим клеткам.

Производственное предприятие компании Eat Just

Производственное предприятие компании Eat Just

Фото: JUST Egg/ju.st

«В яйце содержатся полезные фракции холестерина, эссенциальные фосфолипиды, которые необходимы для нервной, мышечной ткани и являются оболочкой для всех клеток, — объясняет Елена Тихомирова, продолжая перечислять: в яйце содержится жирорастворимый витамин А, немного, но есть витамин D. — Причем северные люди, как доказано сейчас генетикой, очень плохо усваивают провитамин А из растений, а вот из животных — идеально. Поэтому для многих людей северной полосы яйца чуть ли не единственный естественный источник настоящего витамина А».

Налегли на мясо

Крупнейшим производителем растительного мяса в мире считается американский бренд Beyond Meat. Начав в 2009 году как небольшой стартап, сегодня компания поставляет курятину, свинину и говядину на основе изолята горохового белка в десятки стран мира, в том числе в Россию, Германию, Китай. В 2021 году Beyond Meat собирается накормить бургерами с растительной говядиной посетителей McDonald’s.

«Гороховое мясо, вы серьезно?» — поморщатся любители натуркотлет. Между прочим, компания положила годы, чтобы продукт по вкусу и даже текстуре почти невозможно было отличить от мяса. Стараются для веганов, коих в мире около 75 млн? Как бы не так. Скорее для мясоедов, точнее, флекситарианцев. Это люди, которые не отказываются совсем от мяса или молока, но придерживаются осознанного потребления, отдавая предпочтение растительной пище.

Интересно, что в этом году производителям растительного мяса в США неожиданно помогла пандемия: с февраля по май розничные продажи альтернативного мяса увеличились на 264%. На спрос повлиял страх заразиться инфекцией от животных. Кроме того, были проблемы с поставками традиционного мяса — многие мясоперерабатывающие заводы останавливали работу из-за массового заболевания коронавирусом среди сотрудников.

Мужчина пробует растительную котлету от бренда Beyond meat на дегустации

Мужчина пробует растительную котлету от бренда Beyond Meat на дегустации, Германия

Фото: ТАСС/EPA/Beyond Meat

По словам старшего менеджера практики оказания услуг компаниям АПК PwC в России Антона Виноградова, в мире рынок растительных заменителей животной пищи активно развивается последние 3–5 лет и темпы роста не снижаются. Основной толчок к развитию сегмента — тренд на ведение здорового образа жизни.

«Люди не исключают мясные и молочные продукты, но стараются выбирать больше растительных продуктов, что поддерживается мировыми экспертами в области диетологии, — поясняет «Известиям» эксперт. — Популярности растительным заменителям также добавляет их большая безопасность (меньшая аллергенность, отсутствие гормонов и антибиотиков). Третий драйвер — этический аспект, связанный с защитой животных и с экологией».

Кстати, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, на животноводство приходится около 14,5% всех выбросов парниковых газов в атмосферу.

Мясо есть, а рыба? Тоже! В конце лета компания Nestle объявила о запуске производства растительного аналога тунца. Рыба на основе горохового протеина и пшеничного белка пока доступна только в Швейцарии.

Щит, рекламирующий бургер с растительной котлетой от Beyond Meat

Щит, рекламирующий бургер с растительной котлетой от Beyond Meat, у ресторана быстрого питания McDonald's, Великобритания

Фото: REUTERS/Moe Doiron

Кроме инновационных растительных аналогов идет работа и над искусственно культивированным мясом. Так, недавно миру был представлен набор для создания мяса… из клеток человека. Пробежал ропот средь толпы: «Каннибализм?!» Что вы! Скорее, всё, что нужно, всегда под… щекой. Для выращивания обеда понадобятся клетки с внутренней стороны щеки, помещенные в сыворотку из просроченной крови. Через три месяца таких «ванн» появится кусочек мяса на один укус. Все живы, все довольны? Не совсем. Сыворотку все-таки получают из крови неродившихся телят после забоя коров.

Отстаем, но не сдаемся

В России о растительном мясе заговорили год назад, когда «диковинку», которую обсуждает весь мир, оказалось реально попробовать: группа компаний White Rabbit Family, TGI Fridays, «Теремок», Pizza Hut тогда включили необычный продукт от Beyond Meat в меню. «Веганское» мясо появилось на прилавках супермаркетов. Правда, пандемия скорректировала меню ресторанов, и, к примеру, «Теремку» позже пришлось отказаться от «мяса будущего» из-за дороговизны.

Представителей натурпродукта такой «конкурент» не смутил — один хайп. Как замечал ранее «Известиям» руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, животное мясо дешевле (1 кг растительного мяса стоит около 3 тыс. рублей) и превосходит аналог по составу.

«С точки зрения построения организма (особенно детского) мясо уж точно полезнее, чем картофельная мука, крахмал и гороховый протеин», — говорил эксперт.

Растительное мясо бренда Greenwise

Растительное мясо бренда Greenwise

Фото: Greenwise/greenwise.ru

Впрочем, как рассказывает в беседе с «Известиями» координатор проекта «Едим лучше» Алексей Иванов, прошлогодняя волна интереса дала свои плоды. У нас появился свой крупный производитель растительных аналогов Greenwise, продукцию которого (на основе соевого изолята и пшеничного глютена) можно найти на полках крупных ритейлеров, а также за рубежом — в Латвии, Эстонии, Венгрии. Кроме того, экспериментировать начали и некоторые традиционные мясные производители, например Наро-Фоминский мясокомбинат.

«Возможно, через несколько лет самые крупные мясные компании запустят свои линейки альтернатив, как это происходит на международном рынке, — говорит «Известиям» Алексей Иванов. — Когда начинают производить альтернативу, часто делают ошибку — позиционируют продукт как предназначенный только для веганов. Хотя веганов в стране всего 1%. Наше с НАФИ исследование показало, что более половины жителей России готовы время от времени включать альтернативу в свой рацион».

Чаще всего россияне готовы включить в рацион растительные аналоги мяса, если будут знать, что продукт полезен для здоровья и дешевле оригинала. 10% опрошенных, согласно исследованию, уже употребляют мясозаменители, а наибольший спрос на такие продукты у молодежи.

«Почти все эксперты отмечают, что поколение Z (родившиеся после 2000 года) активно пользуется новациями, в том числе в еде, в отличие от более старших поколений. Поэтому сейчас трудно ожидать всеобщего потребления высокотехнологических продуктов, даже если они будут дешевле: людей старше 50 лет достаточно сложно убедить изменить свои привычки потребления», — отмечал в одном из интервью старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании EY Максим Никиточкин.

молоко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

По словам Антона Виноградова, мировые тренды приходят в нашу страну с опозданием, но уже сейчас растительные заменители животной пищи, которые сочетаются с государственной политикой по продвижению ЗОЖ, становятся «модными» в крупных городах. В регионах подобная продукция практически не представлена.

«Продажи молока на фоне продвижения растительных заменителей в крупных сетях уже начали падать на фоне роста «альтернативного» молока, — говорит «Известиям» эксперт. — На примере роста популярности растительного молока можно предположить, что российский потребитель готов к инновационным продуктам. Однако стоит учитывать ценовой фактор, который пока остается ключевым для большей части населения. Поэтому дорогие инновационные заменители вряд ли найдут широкое распространение у российского потребителя в ближайшие годы, пока не произойдет удешевление технологий».