Время переезда: как не столкнуться с поездом
За последние дни в России произошло сразу два ДТП на железнодорожных переездах — на Ямале и в Подмосковье. Статистика показывает, что каждый год случается от 200 до 300 подобных аварий, в которых гибнут несколько десятков человек. Как предотвратить столкновения автомобилей с поездами — разбирались «Известия».
Десятки в год
По данным Главного управления МЧС России по Московской области, в ночь на пятницу два человека пострадали при столкновении грузовика с поездом на железнодорожном переезде у платформы Перхушково в Московской области. Транспортные средства столкнулись на перегоне Одинцово–Голицыно. По предварительным данным, водитель Iveco выехал на пути на запрещающий сигнал, экстренное торможение не помогло. Пассажиры поезда не пострадали, их пересадили на автобус.
За день до этого в Ямало-Ненецком автономном округе на регулируемом железнодорожном переезде произошло столкновение пассажирского поезда и автомобиля ГАЗ. Водитель машины погиб. Транспортная прокуратура проводит проверку исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного переезда. По данным СМИ, погибший находился в состоянии алкогольного опьянения.
Подобные инциденты происходят с пугающей регулярностью. Например, в Омске в конце октября грузовик на нерегулируемом железнодорожном переезде столкнулся с поездом. Двое — водитель и пассажир машины — погибли. Всего в России за девять месяцев 2020 года произошло 160 ДТП на железнодорожных переездах, жертвами которых стали 35 человек.
В последнее время количество ДТП в целом сократилось на фоне пандемии, однако каждый год количество аварий на переездах примерно одинаковое: от 200 до 300. Согласно данным ГИБДД, больше всего за последние годы таких ДТП произошло в 2015 году (276 аварий), меньше всего в 2016 году — 206 аварий. Ежегодно на переездах гибнут от 50 (в 2019 году) до 94 (в 2017 году) человек.
Самое крупное ДТП на железнодорожном переезде произошло в 2017 году у станции Покров во Владимирской области, где поезд Санкт-Петербург – Нижний Новгород протаранил автобус «Мерседес-Бенц». Погибли 17 человек: водитель и 16 пассажиров машины. Еще трое получили серьезные увечья. По этому делу уже вынесен приговор — двум гражданам Республики Казахстан по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц». Они знали, что автобус неисправен, но всё равно отправили его в дорогу. Их приговорили к пяти с половиной годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
На следующий год автобус с пассажирами попал под поезд в Орловской области. Погибли пять человек, а виновным признали водителя, который проехал на запрещающий сигнал семафора.
В ноябре 2019 года приговор был вынесен в отношении дежурной по переезду, из-за которой произошло столкновение электропоезда «Ласточка» с пассажирским автобусом. В феврале 2018 года она несвоевременно закрыла железнодорожный переезд Зеленогорск–Рощино: водитель автобуса успел выехать на переезд, а покинуть его уже не смог — противотаранные устройства оказались закрыты. 15 пассажиров, к счастью, успели до столкновения покинуть машину. Но автобус и электропоезд получили существенные механические повреждения. Материальный ущерб оценили в 16 млн рублей. Дежурная была приговорена к 1,5 года ограничения свободы.
Написано кровью
Опрошенные «Известиям» эксперты подчеркивают: почти во всех случаях в первую очередь виноваты водители.
— Конечно, чаще всего это вина водителей, — говорит эксперт-автотехник, юрист Игорь Смелов. — Недооснащение железнодорожных переездов, если таковое имеется, — это просто сопутствующий фактор. В правилах четко сказано: если приблизился к переезду без шлагбаума, посмотри по сторонам, убедись в отсутствии проезжающего поезда — потом проезжай. Что мы имеем на деле? Подскочил, понесся, а тут электричка идет или товарняк.
Он подчеркивает, что если знак «стоп» стоит даже перед «заросшим бурьяном переезде», то всё равно нужно сначала притормозить, а только потом ехать дальше.
— Потому что есть правила, которые написаны, как известно, кровью. Кому закон не писан, тому хоть десять шлагбаумов поставь — он всё равно поедет и попадет под локомотив, — говорит Смелов.
В ОАО «РЖД» «Известиям» заявили, что причинами ДТП являются «грубые нарушения правил дорожного движения водителями автотранспортных средств». В компании призвали водителей «быть бдительными и неукоснительно соблюдать правила дорожного движения при пересечении железнодорожных переездов».
При этом в прошлом году в руководстве ОАО «РЖД» предлагали ввести новый вид уголовного преступления: проезд автомобиля на запрещающий сигнал семафора на железнодорожном переезде и его последующее столкновение с поездом. Однако эту инициативу законодатели оставили без внимания.
Сейчас, как сообщили «Известиям» в РЖД, для предупреждения ДТП компания проводит мониторинг состояния и капитальный ремонт железнодорожных переездов, а также оборудование их современными предупредительными и заградительными устройствами.
Юрист проекта ДелоРЖД.ру Елена Блинчевская также отмечает, что чаще всего в таких ДТП виноваты автомобилисты. Но допускает, что на нерегулируемых переездах действительно может сложиться ситуация, которая могла привести к столкновению не по вине водителя: например, плохая видимость поезда, который выезжает из-за дуги.
— Судебные экспертизы в таких случаях в основном не в пользу водителя, — говорит она. — Доказать в таких случаях, что была недостаточно хорошая видимость поезда, все-таки тяжело. Кроме того, эксперты исходят и из того, что остановить машину легче, чем остановить поезд.
Опрошенные «Известиями» юристы не сталкивались с делами, когда в ДТП на переезде признавали бы виновными не автомобилистов, а сотрудников железной дороги, — это исключительная редкость.
— Нужно понимать, что есть в арсенале по доказыванию, — заметил директор Коллегии правовой защиты автовладельцев Илья Грезин. — Есть ли видео, оборудован ли этот переезд видеонаблюдением, отражает ли видеозапись те обстоятельства, которые нужно доказать, как они зафиксированы иными способами, находятся ли эти обстоятельства в непосредственной взаимосвязи с ДТП или не находятся.
Томительное ожидание
Доцент кафедры «Железнодорожные станции и транспортные узлы» Российского университета транспорта Александр Сидраков также считает, что главная причина ДТП на железнодорожных переездах заключается в культуре вождения.
— Железнодорожные переезды, особенно на интенсивных автодорогах, у нас оборудуются достаточно серьезно: это и переездная сигнализация, и автоматический шлагбаум, и устройство заграждения переездов, — сказал он «Известиям». — На скоростных линиях Москва – Санкт-Петербург – Хельсинки и Москва – Нижний Новгород дополнительно на переездах устанавливают противотаранные устройства шлагбаумного типа, которые физически препятствуют продвижению. Многие выезжают на переезд при предупреждающем сигнале, кто-то вручную опускает устройства заграждения переездов, едет в расчете на то, что успеет до поезда.
Вторым фактором ДТП на переездах он называет неисправность транспортных средств — нередко столкновение происходит из-за поломки автомобиля и его остановки на путях.
— Третий фактор — неисправность железнодорожной автоматики, — говорит Сидраков. — То есть при фактически приближающемся поезде могла не сработать автоматика по каким-либо причинам. Такое случается, хотя достаточно редко. Железнодорожная автоматика, как правило, дублируется для повышения надежности, есть определенный регламент действий на случай неисправности или ее отключения. В таких авариях происходит, как правило, накопление ошибки: помимо неисправности автоматики могут быть неправильные действия работников железнодорожного транспорта, водителей.
Косвенной причиной аварий на переездах Сидраков называет и неудовлетворительное содержание переездов: настилы и покрытия не всегда содержатся надлежащим образом, что замедляет следование автомобилей через переезд. А чем быстрее автомобиль проедет через него, тем меньше шансов, что произойдет столкновение.
— Вторая косвенная причина — из-за переездов часто скапливаются пробки, что психологически влияет на водителей, и они уже готовы на мигающий красный попытаться проскочить, простояв перед этим полчаса, час и больше, — говорит Сидраков.
Стопроцентная безопасность
Игорь Смелов полагает, что проблему с ДТП на переездах можно решить, избавившись от самих переездов.
— Все пересечения автомобильной и железной дорог должны быть только на разных уровнях, — говорит он. — Дорога должна проходить либо над, либо под железной дорогой. Это идеальный вариант, тут безопасность стопроцентная. Это не дешевое удовольствие, поэтому на тех переездах, где раз в год проезжает маневровый тепловоз, можно ограничиться предупреждающими знаками, освещением, светофором.
Александр Сидраков замечает, что сейчас тенденция как раз складывается в пользу такого подхода к строительству железнодорожных путей, который исключит саму возможность встречи поезда и автомобиля.
— Тенденция такова, что наиболее интенсивные линии проектируются и реконструируются таким образом, чтобы переезды исключить: ведется строительство разноуровневых развязок, путепроводов, туннелей, — говорит он. — Это мера, которая требует больших капиталовложений, и происходить это будет постепенно. Число переездов будет снижаться, но это достаточно длительный процесс.
Что касается дополнительных устройств для безопасности, то, считает Сидраков, «сделано уже более чем достаточно».
— Если правильно соблюдать инструкции, правила дорожного движения, правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта, то технических устройств, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожных переездах, вполне достаточно, — заметил он.