Приема нет: Минфин раскритиковал идею маркировки алкоголя RFID-метками
Минфин раскритиковал инициативу Минпромторга о маркировке алкоголя RFID-метками, следует из ответа Министерства финансов «Известиям». Эксперимент предлагается начать уже в следующем году. Метки должны решить проблему с фальсификацией акцизных марок и тем самым увеличить доходы казны. В Минфине полагают, однако, что проект лишь создаст дополнительные расходы для бизнеса, но не повысит эффективность государственного контроля в этой сфере. При этом цены на спиртное могут вырасти на 10–15%, подсчитали производители.
Все метки в гости к нам
В июле Минпромторг предложил провести пилотный проект по маркировке алкоголя федеральными специальными и акцизными марками с использованием радиочастотных меток. Эксперимент может начаться 1 января следующего года и продлиться до 1 июля. Об этом сказано в проекте постановления правительства, которое министерство подготовило и уже вынесло на межведомственное обсуждение. Конкретные виды участвующего в пилоте алкоголя пока не определены. Очевидно, что он не коснется пива, сидра и т.д., так как на них сейчас не клеят акцизные марки.
В пояснительной записке к проекту уточняется, что инициатива повысит степень защиты федеральных специальных и акцизных марок. RFID-метки сложнее подделать, для фальсификации требуется дорогостоящее оборудование плюс специальные компетенции.
Тем временем в Минфине «Известиям» пояснили, что маркировка RFID-меткой дороже используемых сейчас федеральной специальной и акцизной марок (для отечественного и импортного алкоголя соответственно). Она «создаст дополнительные расходы для бизнеса, не повысив при этом эффективность государственного контроля в данной сфере», отметили в пресс-службе ведомства.
— Существующая система маркировки алкогольной продукции федеральными специальными и акцизными марками позволяет обеспечивать надлежащую прослеживаемость алкогольной продукции, — считают в Минфине.
При этом в ведомстве подчеркнули, что сам проект на согласование в министерство еще не поступал.
В Минпромторге «Известиям» подтвердили, что прорабатывают концепцию дополнительной маркировки алкогольной продукции, а также вопрос проведения пилотного проекта.
Впервые в правительстве заговорили о внедрении RFID-меток на алкоголе еще в 2015 году, занимавший тогда должность вице-премьера Александр Хлопонин внес такую инициативу в «дорожную карту» по стабилизации ситуации на алкогольном рынке РФ. Таким образом планировалось повысить собираемость акцизов с производителей спиртного. Несмотря на то что система государственного учета напитков ЕГАИС уже работала, доля теневого рынка составляла около 30% (по оценкам Минфина). В 2017 году Минкомсвязь подготовила доклад с анализом последствий введения RFID-маркировки, тогда ведомство сочло ее целесообразной.
Среди плюсов этого проекта, в частности, указывалось, что радиочастотные метки позволяют осуществлять мгновенный учет больших партий товара, то есть сразу ящика или нескольких. Для сравнения: ручное считывание штрихкода предполагает последовательный учет каждой бутылки, которая должна находиться в прямой видимости для сканирования. У меток нашли и другие преимущества, среди них — высокая защищенность от воздействия внешней среды и срок службы не менее 10 лет.
Слишком дорого
Президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игорь Косарев сказал «Известиям», что общие дополнительные затраты на покупку меток, оборудования для их нанесения и его обслуживание превысят 10,5 млрд рублей. Это приведет к подорожанию алкоголя на 10–15%, уверены в СПАП. А если легальные напитки вырастут в цене, это подтолкнет часть покупателей перейти на более дешевый нелегальный алкоголь.
Эксперт напомнил, что с 2006 года на алкогольном рынке функционирует государственная система учета спиртного ЕГАИС. Ее внедрение потребовало существенных затрат как от государства, так и от участников рынка. Система фиксирует движение каждой бутылки с момента изготовления сырья до момента продажи товара конечному потребителю. В итоге продажи нелегальной алкогольной продукции через официальные каналы сбыта сейчас исключены. Более того, фальсификат зачастую вообще не маркируется федеральными специальными или акцизными марками, его реализуют по альтернативным каналам сбыта. Внедрение новой системы маркировки не дает никаких преимуществ для легальных участников рынка, уверен Игорь Косарев. Она не обеспечивает дополнительный контроль за оборотом алкоголя со стороны государства, согласен он с Минфином.
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз также уверен, что сейчас нет причин, по которым стоит вводить дополнительную маркировку спиртного. Федеральные специальные и акцизные марки достаточно серьезно защищены — по аналогии с денежными купюрами, — их уже не подделывают. Дело в том, что в легальной рознице невозможно продать спиртное с подделанными марками, а для нелегальной розницы они вообще не нужны. Для рынка достаточно существующей системы ЕГАИС, которая ориентирована на акцизы. Эксперт согласен, что такая маркировка поднимет цены на спиртное, ведь стоимость самой метки без учета оборудования и его обслуживания достаточно высокая: более 10 рублей.