Туже некуда: страховые компании отказываются от туроператоров
Давняя проблема туроператоров, связанная с нежеланием страховщиков давать или пролонгировать финансовые гарантии, заметно обострилась. Количество страховщиков, готовых брать на себя риски туроператоров, рекордно уменьшилось. По словам экспертов, вопросы финансовых гарантий требуют новых решений. «Известия» разбирались в проблеме.
Не по рукам
Кризис в туротрасли, вызванный пандемией коронавируса, привел к массовым отказам страховщиков продлевать договоры страхования ответственности туроператоров в связи с повышением рисков. По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), из 45 страховых организаций — членов ВСС в том или ином виде работать с туроператорами по страхованию ответственности готовы не более 10 компаний, и лишь около трех из них — без ограничений.
Особенно сложно приходится небольшим региональным и нишевым туроператорам.
По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, проблема отказа страховщиков продлевать гарантии туроператорам остро встала еще в марте. Тогда же АТОР официально обратилась в ЦБ РФ с просьбой принять меры поддержки, стимулирующие страховые компании не отказываться от обеспечения финансовой ответственности туроператоров.
«Необходимо принимать меры и решать вопросы с отказами игроков страховать туризм на государственном уровне. Вопрос наличия фингарантий — это вопрос легальности работы туроператоров. Важен этот вопрос и для конечного потребителя. Пока деятельность туроператоров на выездных направлениях заморожена, но после восстановления международного туризма им необходимо будет выполнять обязательства перед клиентами по перенесенным турам. И в случае если туроператор по причине отказа страховщика продлевать фингарантии прекратит деятельность, туристам будет сложно рассчитывать на страховые выплаты», — рассказала «Известиям» Майя Ломидзе.
Эксперт напомнила, что есть и альтернативные страхованию варианты финобеспечения — ФПО (фонд персональной ответственности) и банковская гарантия.
«При этом решить вопрос финобеспечения через банки на практике практически невозможно ввиду отсутствия соответствующих продуктов в большинстве кредитных организаций», — уточнила Ломидзе.
Что до фонда персональной ответственности, при пополнении которого на 7% от общей цены реализованного в прошлом году турпродукта туроператор может продолжать деятельность без фингаранта-страховщика, то этот вариант неплох, но в нынешний ситуации тоже не дает гарантии спасения. У небольших компаний суммы взносов получаются несерьезными, а у крупных, напротив, нет свободных денег в больших объемах.
Вместе или врозь
Председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева убеждена: страховая емкость сократилась и будет сокращаться. «Но если мы не хотим, чтобы страхование в турбизнесе исчезло, необходимо прорабатывать новые принципы работы, а также альтернативные инструменты обеспечения финансовой ответственности туроператоров», — пояснила «Известиям» эксперт.
Если посмотреть на мировой опыт, то страхование пакетных туров лежит не только на страховщике. В ряде стран существуют фонды, дотируемые государством или пополняемые за счет туристов.
«Возможно, такие инструменты защиты могли бы быть пригодны и для российского рынка. Безусловно, страховщики охотнее страховали бы турбизнес, будь им доступны банковские гарантии в пользу страховщика на случай страхового события (фактически частичное собственное участие в убытках). Страховщик берет на себя риски, но в случае банкротства туроператора участвовать в убытке будет не один. Если государство хочет, чтобы страховые компании продолжали сотрудничать с турбизнесом, значит, страховым компаниям необходимо дать какие-то гарантии. Мы можем рассуждать об этом, как о теоретически возможном инструменте. Весь мир в такой ситуации, время делиться и перенимать опыт», — говорит Юлия Алчеева.
Пока же страховые компании вынуждены минимизировать убытки, а это для многих означает отказ от сотрудничества с турбизнесом.
Нестраховой случай
Крупные туроператоры гораздо интереснее страховым компаниям. Для небольших турфирм, по словам страховщиков, хорошим инструментом сейчас является ФПО (фонд персональной ответственности). Количество компаний, которые пополняют ФПО на 7% и тем самым имеют право продолжить деятельность без страховщика, увеличилось.
«Один из последних примеров — туроператор «НИКА», он пополнил ФПО на 7% и продолжил деятельность без страховщика. Правда, перед этим он заявил о прекращении деятельности, объявив в качестве причины отказ страховщика продлевать договор. Туроператор, имея возможность продолжать деятельность, решил уйти с рынка. Такое поведение недопустимо», — убеждена Юлия Алчеева из ERV.
Эксперт поясняет: «Все туроператоры сейчас находятся в сложном положении. Возникает вопрос к компании, которая через три месяца простоя объявила о приостановке деятельности, в тот момент когда есть варианты сохранить бизнес. Либо это фальсификация краха, либо это коллапс отрасли. Без серьезной поддержки не справиться».
Страховщики задаются вопросом: «А если все туроператоры массово пойдут по такому сценарию? Это будут проблемы государственного масштаба. Тогда страховщикам нужно бояться всех туроператоров?»
Предотвратить провал
Конечно, у страховых компаний есть риск, что туроператор в тот или иной момент уйдет с рынка. И тут, по мнению специалистов, важны не столько последствия, сколько причины. Необходимы строгие нормы выхода туроператора из бизнеса и, соответственно, прихода в бизнес.
Юлия Алчеева приводит пример со страховыми компаниями. Так, минимальный уставной капитал для открытия страховой компании составляет 300 млн рублей. Все страховые компании находятся под жесточайшим контролем. А отзыв лицензии — это действие регулятора отрасли, а не просто объявление на сайте. В турбизнесе же нет инструмента проверки реальных причин такого решения хозяйствующего субъекта. «Есть компании, которые живут исключительно за счет оборотных средств, не имея абсолютно никакого капитала. Будет ли страховщик сотрудничать с таким поставщиком услуг?» — говорит Юлия Алчеева.
Представитель крупного страховщика, пожелавший остаться неназванным, рассказал «Известиям», что в компании было принято решение не сотрудничать с турбизнесом. «В условиях пандемии возросли риски не только турбизнеса, но и многих других отраслей, подлежащих страхованию. Мы занимаемся бизнесом, и он должен приносить прибыль. Турбизнес для нас — это слишком большие риски, пока мы здесь не видим потенциала. На данный момент сотрудничество с этой отраслью не приведет к финансовому результату. Если только наша потенциальная премия не будет равна финансовой гарантии, то есть по тарифу 1:1. Напомню, в 2018 году потерпели крах более 10 туроператоров, убытки страховых компаний в связи с выплатами по фингарантиям тогда составили порядка 250 млн рублей», — рассказал эксперт.
Стратегия выживания
Между тем существует достаточно большое количество туроператоров, у которых договоры страхования действуют до 2021 и 2022 года. Речь идет о крупных компаниях, консолидирующих большой объем рынка.
«Небольшим компаниям сложнее. Однако можно, например, перепрофилироваться из туроператора по выездному туризму в поставщика по внутреннему туризму или работать на прием. Это неплохой способ в нынешних условиях остаться на рынке. У внутренних туроператоров проблем с оформлением фингарантии возникнуть не должно. Финобеспечение в их случае составляет 10 млн рублей, риски невысоки, законодательное регулирование в этом сегменте мягче. Когда восстановится международный туризм, восстановятся продажи, можно будет вернуться», — рассказал эксперт, пожелавший остаться неназванным.
Юлия Алчеева напоминает, что сейчас сложно всем. «Мы все заложники ситуации. Поэтому необходимо принять меры, для того чтобы — пока туризм зажат в тиски — у туроператоров не было возможности уйти с рынка, но не в плане карательных мер, а с точки зрения поддержки регулятора и государства. Нужны инструменты, которые не позволят туроператорам доходить до крайности», — говорит эксперт.
Новые решения
Эксперты также обратили внимание на законопроект о внедрении единой информационной системы «Электронная путевка». «Электронная путевка» предполагает внесение изменений в механизмы финансовой ответственности туроператора. Согласно законопроекту, туроператоров обяжут передавать информацию о проданных турах в систему «Электронная путевка» и отчислять с каждой продажи туристский взнос. Сумма сбора в законопроекте не указана.
Собранные деньги пойдут в гарантийный фонд, предназначение которого в том числе в вывозе туристов и выплатах в случае неисполнения обязательств со стороны туроператоров. На эти цели туроператоры, работающие в сегменте выездного туризма, перечисляют деньги в два фонда «Турпомощи» — резервный и фонд персональной ответственности. Таким образом, по задумке авторов документа получается, что туроператоры смогут работать без страховых компаний и не являясь членами «Турпомощи».
При этом эксперты обращают внимание, что пополнять гарантийный фонд будут не только туроператоры в сфере выездного, но и внутреннего и въездного туризма, что не соответствует существующим механизмам оказания экстренной помощи. Более того, в документе сказано, что у фонда будет лимит для выплат туристам, а средства фонда после достижения гарантированного лимита могут быть направлены на реализацию инвестиционных проектов по решению правительства РФ.