Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Исмаилов одержал победу над Шлеменко
Мир
Ирландский политик призвал главу ЕК поспособствовать приближению мира на Украине
Мир
Зеленский назвал установленный ЕС ценовой потолок на нефть из РФ в $60 несерьезным
Мир
Ракета выпущена из сектора Газа в сторону Израиля
Мир
Лукашенко заявил о нежелании войны
Мир
В США предрекли Украине потерю юга и левобережья Днепра
Наука
Чернышенко высоко оценил представленные на Конгрессе молодых ученых проекты
Общество
Пожар в здании ресторанов в центре Москвы потушили
Мир
Британский политик назвал выстрелом себе в ногу введение G7 потолка на нефть РФ
Наука
Фальков указал на важность высокого качества подготовки кадров для прорыва в науке
Общество
Альфа-банк опроверг данные о задержании Михаила Фридмана в Лондоне
Мир
Посольство РФ потребовало объяснить задержание российского бизнесмена в Лондоне
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пандемия продолжает менять устоявшиеся правила работы туристического бизнеса. Принципы, по которым раньше работали турагенты, в эпоху «после вируса» будут неэффективны. Гибкость и способность трансформироваться станут спасением, игнорирование перемен приведет к краху. «Известия» выяснили, что происходит на рынке предоставления туристических услуг.

Двери закрываются

«Среда обитания» заметно очистится — в один голос говорят эксперты. «С рынка уйдет порядка 30–50% турагентств», — полагает Рашад Мамедов, глава TBS Group. Это небольшие и независимые представители туристической розницы, агентства, живущие в прошлых стандартах и не желающие менять мировоззрение. Откажутся продолжать работать и те, для кого туризм был просто развлечением либо вторым или третьим бизнесом.

«Да, кризис почистит сферу от неэффективных структур, потому что падающий рынок не прощает дилетантства. И этот процесс я считаю позитивным. Но дело в том, что после того, как отрасль начнет восстанавливаться, компании начнут вновь появляться как грибы после дождя. И здесь мы вновь возвращаемся к вопросу о лицензировании турфирм. После того как оно было отменено в 2007 году, входным порогом в бизнес стал стул и компьютер, а на рынке появилось много компаний, которые не имеют понятия, как правильно вести бизнес. Необходимо разработать правила, которые помогли бы навести порядок в этом сегменте. Прежде всего туроператоры должны быть заинтересованы в том, чтобы туристов обслуживали профессиональные дистрибуторы», — заявил Рашад Мамедов.

турфирма
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Меняя форматы

Георгий Погосов, управляющий директор сети турагентств «Марселина Трэвел», согласен с коллегой и обращает внимание на еще один критический фактор — так называемых турагентов-надомников, фрилансеров, число которых в нынешней ситуации будет увеличиваться. «Большинство надомников непрофессиональны, работают вчерную и дестабилизируют ситуацию на рынке. Потому что они не имеют затратной части и могут маневрировать ценой. Это их единственная «ценность». Такая работа не может быть цивилизованной, и риски туристов при такой форме бронирования очень велики», — говорит Георгий Погосов.

Другое дело, что сейчас может вырасти доля продаж, совершенных удаленно, поскольку туристы за время вынужденных каникул привыкли именно к такому каналу коммуникации с агентом. Звучит мнение, что постоянный офис уже давно не нужен для эффективной работы, что стало очевидным в ситуации карантина. «Мы работали в офисе, но нам пришлось отказаться от него, потому что уже больше трех месяцев мы не имеем дохода. Снижение издержек в виде отказа от офиса — это важно. Не думаю, что мы летом будем возвращаться в офис, но это не значит, что мы пойдем по пути агентов-партизан, продающих туры за копейки и нарушающих баланс на рынке», — говорит Владимир Кулешов, генеральный директор компании «ХотТурист».

онлайн
Фото: Depositphotos

Некоторые представители туристической розницы не исключают, что необходимо сформировать другой формат взаимодействия с клиентом. Одним из вариантов может стать переход в онлайн. «Посмотрите, онлайн-сервисы растут как на дрожжах. Нас в онлайне, конечно, никто не ждет. Но, возможно, турагенты могли бы стать тревел-консультантами, которые давали бы самостоятельным туристам, подбирающим туры на всевозможных агрегаторах, свою экспертизу.

Другая вероятная проблема — уход туристов напрямую к туроператорам. Не исключаю, что туроператоры смогут обслуживать объемы упавшего рынка силами своих колл-центров», — полагает представитель туристической розницы, пожелавший остаться неназванным.

Время смелых

Ирина Бутович, генеральный директор агентства «Травэл рум», настроена оптимистично и не склонна предрекать скорую кончину классической модели розничного турбизнеса: «Возможность онлайн-бронирования появилась на сайтах крупных туроператоров не вчера, однако доля таких бронирований в совокупном объеме продаж невелика. Туристы в этом плане консервативны. Им важно купить тур у живого человека и автоматически возложить на него ответственность за свой отдых. Этот факт блокирует в целом рост онлайн-сегмента на российском рынке. Более того, пандемия выявила все минусы самостоятельного бронирования, тогда как пакетные туристы оказались более защищенными. А это значит, что вероятен рост в сегменте организованного отдыха. Что касается колл-центров, то туроператорам выгоднее во всех смыслах реализовывать свой продукт силами туристической розницы».

онлайн
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Анжела Галкина, руководитель турагентского комитета Российского союза туриндустрии, не сомневается: сейчас время умных и сильных. Компании, которые могут улавливать тренды, быстро перестраиваться, обучаться, способны актуализировать свою роль на рынке, смогут устоять и продолжат работу. Положение тех, для кого вся работа сводилась к подбору наиболее доступных по цене предложений, еще до пандемии было шатким, и этот кризис только приблизит их к финалу.

Уроки выживания

Но как же быть сильным, если продажи на нуле, а сроки открытия зарубежных направлений настолько туманны, что впору «утонуть» в печали? Так в одном предложении можно озвучить страхи львиной доли российских турагентов относительно своего будущего.

Алексан Мкртчян, директор сети турагентств «Розовый слон» дает ответ: «Пора прекратить ждать и подсчитывать убытки. Нужно действовать: начинать заниматься тем, что приносит деньги сейчас. Я говорю о продаже туров на российские курорты. Все крупные туроператоры уже двигаются в этом направлении, заявлены чартеры не только на морские курорты, но и на Алтай, Байкал и даже в Хакасию».

Мкртчян в курсе, что более 80% агентств специализируются на продаже выездных направлений и переориентироваться на российский продукт им не так просто. Но те турагенты, которые сейчас смогут разобраться в продукте, изучить его, окажутся, по словам эксперта, в выигрышном положении.

Камчатка
Фото: РИА Новости/Александр Пирагис

Мкртчян уверяет, что продавать внутренние туры совершенно не страшно. «Около восьми лет назад объемы России в нашей сети составляли 5%, в прошлом году показатель был уже на уровне 40% — это около 70 тыс. туристов. Порядка 150 турагентств нашей сети занимается только внутренним туризмом, и, поверьте, они не бедствуют. Продайте пять туров на Камчатку, и вы получите доход, схожий с тем, как если бы вы отправили 40 человек в Турцию. А когда я слышу, что российский рынок не емкий, то обращаю внимание сомневающихся на статистику, согласно которой за прошлый год курорты Краснодарского края приняли около 17 млн туристов», — говорит эксперт.

Турагенты обращают внимание на такую особенность внутреннего туризма, как самостоятельные бронирования, скидки отелей для прямых клиентов и низкий уровень сервиса.

«Безусловно, есть недобросовестные отельеры, которые дают нам одну цену, а напрямую ниже. Конечно, турист теряет интерес к туроператору. Но таких объектов размещения не более пяти, максимум 10%. И как только мы узнаем об этом, мы прекращаем сотрудничество. Есть еще такие страшилки: отдых в России — это всегда низкий уровень сервиса и размещение в старом частном секторе. Подобные стереотипы складываются из-за недостатка знаний», — говорит Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин».

Туризм перемен

Крупные туроператоры, которые в этом году увеличили свое присутствие на российском рынке либо дебютировали, рассказали, что интерес у агентов к новым продуктам появляется. «С Россией действительно работают не все турагентства. Но в новых условиях на внутренние направления стали обращать внимание гораздо больше и агентов, и туристов. У каждого крупного туроператора уже представлены пакеты по России, и туристы активно интересуются этим. Возможно, многие предпочитают путешествовать по своей стране самостоятельно, но это в большей степени стереотипное представление, чем реально практичное. Для турагентств сейчас хорошее время для изучения новых продуктов, в том числе России», — рассказала Алена Хитрова, PR-директор туроператора ANEX Tour.

туристы
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Отмечают интерес к своим новым продуктам, включающим чартеры в Сочи и на Байкал, а также туры выходного дня, и в «TUI Россия». «Мы не только обучаем партнеров, но и даем им хорошую мотивацию в виде повышенной комиссии», — сообщили в пресс-службе туроператора.

Стараются привлечь к новым продуктам и самих агентов — прежде всего льготными условиями оплаты. «Мы предлагаем агентам бронировать российские курорты по акции «Предзаказ», с нулевой предоплатой за тур и с возможностью оплачивать тур за месяц до вылета», — рассказала Любовь Чучмаева, директор по маркетингу туроператора ПАКС.

Читайте также
Реклама