Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Исход из Поднебесной: сократилось количество покупок россиян в Китае

По итогам этого года оно может упасть вдвое
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россияне теряют интерес к китайским товарам. Уже по итогам 2019 года количество посылок с покупками из иностранных интернет-магазинов сократилось на 7,1% — в том числе снизился объем заказов из КНР в натуральном выражении, а именно они составляют основу трансграничного рынка e-commerce в России. Такие данные «Известиям» предоставили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Прошлогоднее падение связано со снижением лимита беспошлинного ввоза, ростом цен на китайские товары и долгой доставкой. По итогам 2020-го количество заказов из КНР сократится вдвое — в основном из-за ситуации с коронавирусом, прогнозируют эксперты.

Трансграничное падение

По данным АКИТ, в 2019 году впервые за шесть лет количество международных отправлений с покупками россиян из иностранных онлайн-магазинов сократилось на 7,1% — до 323,3 млн штук. По оценкам ассоциации, покупательская аудитория всего рынка e-commerce (локального и трансграничного) составила 47,2 млн человек. До этого момента показатель рос и, как правило, двузначными темпами. В 2018 году число посылок составило 348 млн штук, что на 19,2% больше, чем в в 2017 году.

В прошлом году россияне в основном совершали покупки в Китае — на заказы из этой страны пришлось 59,7% от общего объема. Далее следует Европа: на Италию пришлось 9,9%, Германию — 4,8%, Великобританию — 2,2% и т.д.

В денежном выражении рынок трансграничной торговли вырос в прошлом году на 31% до 586 млрд рублей, посчитали в АКИТ. Одежда и обувь по-прежнему были самыми популярными категориями: на них пришлось 36,8% объема всех покупок, на цифровую и бытовую технику — 32,2%, автозапчасти и автоаксессуары, а также товары для красоты и здоровья — по 7,7%.

Долго и дорого

По словам президента АКИТ Артема Соколова, с 2016 года в России активно развивались онлайн-площадки с китайскими товарами, новые компании энергично выходили на рынок. Как правило, они стремились подстегнуть интерес потребителей: предоставляли им скидки, бонусы, а также предлагали небольшие суммы для первых покупок. Россияне увлеклись товарами, стоимость которых была незначительна по сравнению с тем, что можно было видеть в обычных магазинах в нашей стране.

Но сейчас ситуация изменилась. Объем трансграничного рынка хотя и вырос в денежном выражении, динамика его развития замедлилась. По словам эксперта, можно выделить несколько факторов, оказавших на это влияние. Один из них технический: крупные зарубежные площадки стали консолидировать отправки от разных продавцов в одну посылку для экономии на логистике. Но повлияли и новые правила импорта, введенные в России в прошлом году: снижение лимита беспошлинного ввоза с €1 тыс. до €500 в месяц.

— Более того, на потребителях сказались длительные сроки доставки товаров из Поднебесной и рост цен на товары из этой страны, — сказал Артем Соколов. — Негативное влияние оказал и информационный фон относительно эпидемии в конце года: некоторые люди просто боялись делать заказы в Китае, ровно как и китайские продавцы не могли осуществлять отправку. А основной объем продаж всегда приходится именно на конец года.

Тем не менее доля трансграничной торговли на нашем рынке остается существенной, уверил он.

Денег нет и не будет

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов подтвердил «Известиям», что количество международных отправлений за прошлый год, действительно, упало. Также снизился средний чек покупок за рубежом — с $9 до $7. Это связано в первую очередь с тем, что насыщение рынка трансграничной торговли уже произошло и его развитие притормозилось. Цены на продукцию росли, что также усугубило положение. Сыграло свою роль и то, что часть площадок, которые занимаются продажей китайских товаров, приостановили свою рекламную активность в РФ по разным причинам.

По прогнозам Александра Иванова, в этом году на онлайн-торговле России с Поднебесной существенно скажется коронавирус. Транспортные ограничения приведут к тому, что количество посылок к концу года сократится на 40–50%.

Директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов согласен, что в этом году количество заказов из-за границы продолжит сокращаться. Это произойдет по нескольким причинам: из-за карантинных мер против коронавируса, закрытия границ, которое нарушило логистику поставок товаров, а также девальвации рубля вместе со снижением порога для уплаты пошлины (с 1 января 2020 года лимит снизился до €200).

В пресс-службе AliExpress Россия «Известиям» сказали, что сокращение количества отправлений связано, в первую очередь, со снижением порога беспошлинного ввоза и необходимостью уплачивать пошлину в 30% при его превышении. В 2019 году в компании не заметили резкого падения недорогих заказов, а их доля в трансграничной электронной торговле составляет более 80%. В AliExpress не согласны с прогнозами и считают, что рынок трансграничной торговли будет расти в этом году — на уровне 15-18%. Основными драйверами станут ценовая политика китайских продавцов и сокращение сроков доставки товаров.

В Минпромторге и ФТС на момент публикации не ответили на запросы «Известий» о причинах падения трансграничного рынка онлайн-торговли в натуральном выражении. «Почта России» также не предоставила комментариев.

Прямой эфир