Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Общество
Полиция нашла тайник с награбленным из петербургского банка на 1,6 млрд рублей
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Мир
Министр обороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
Культура
В России вышла неизданная книга Теодора Драйзера
Мир
Трамп обвинил Байдена в намерении отобрать его бизнес
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На more.tv вышел американский сериал «Великая» — костюмный фарс о первых годах жизни Екатерины II в России. Не стоит искать здесь исторической правды, ее вряд ли больше, чем в гайдаевском «Иване Васильевиче». Это скорее антитоталитарный памфлет с феминистским уклоном. «Известия» посмотрели сериал, который не стесняется исторических ляпов.

Встреча на краю света

«Шутка со смыслом», — говорил герой дебютного фильма Алексея Мизгирева «Кремень», разбивая себе о голову бутылку. Русские в сериале «Великая» тоже шутят со смыслом, регулярно швыряя дорогие бокалы об пол, предварительно выпив содержимое. В новоизобретенной мифологии Тони МакНамары, шоураннера сериала и, между прочим, сценариста нашумевшей «Фаворитки», Россия XVIII века именно так привыкла относиться к людям. Выпил — выбросил. С таким же подходом к своей персоне сталкивается юная аристократка София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая Екатерина II. Достаточно сказать, что жених встречает ее невероятно хамской выходкой: кричит, что на портрете она казалась выше, и требует, чтобы ее отправили обратно. А потом честно сообщает: нужна она ему только для того, чтобы родить наследника. Его романтическое письмо, поразившее принцессу до глубины души, за него сочинили, лично же он не намерен провести с невестой ни одной лишней минуты.

Кадр из сериала «Великая»

Кадр из сериала «Великая»

Фото: Echo Lake Entertainment

Ни о какой любви речи нет, натура молодого императора вообще далека от моногамии. Он спит со всеми подряд, ради развлечения палит по людям и животным и держит в своих покоях мумию матери. Человек без каких-либо принципов, грубый, коварный и не слишком умный. Екатерина быстро понимает, что либо она смирится с участью императорской подстилки, которую при дворе никто ни во что не ставит, либо начнет играть по принятым здесь правилам. Она находит себе единомышленников и разрабатывает план государственного переворота. Ее цель — создать государство по образу передовых идей Просвещения и войти в историю как Екатерина Великая.

Истерическая правда

Не стоит искать прямых соответствий со школьными учебниками, здесь их вряд ли больше, чем в гайдаевском «Иване Васильевиче», а уж если идти еще дальше, стоит вспомнить, например, вольную экранизацию «Войны и мира» Вуди Аллена под названием «Любовь и смерть». А среди недавних примеров — «Кролик Джоджо», где русские, как и немцы, выведены условно и карикатурно. Начать с того, что Петр III в интерпретации МакНамары оказывается не внуком, а сыном Петра Великого. И не немецким дворянином, а простым русским детиной, невежественным и закомплексованным грубияном. Больше всего его мучает то, что отец был «Великим», а у него даже нет никакого прозвища, он просто Петр, и ничего с этим не поделать. Он зачем-то ведет войну со шведами, как «отец», хотя реальный Петр III сам чуть не стал шведским королем и злился, что на престол там взошел его дядя, а сам он слишком поспешил примерить корону Российской империи.

Кадр из сериала «Великая»

Кадр из сериала «Великая»

Фото: Echo Lake Entertainment

Двор экранного Петра состоит из одинаковых на лицо дам, не способных что-либо прочесть или написать, и трусливых придворных, чьи головы регулярно летят с плеч по любой прихоти сюзерена. Варварская страна не виновата в своей дикости, справедливо полагает Екатерина. Но стоит ей открыть школу для девочек, как рассадник эмансипации безжалостно и глумливо уничтожает Петр. Проблема именно в нем, и, если устранить ее, всё начнет меняться, думает немецкая гостья. Но почти каждое новое знакомство влечет разочарование. Грамотные тут имеются, но по-настоящему свободных людей нет, Екатерина совсем одна, и окружающие чувствуют исходящую от нее угрозу вольнодумства. Всё, конечно, было не так, но как говорится в русской же пословице: не любо — не слушай, а врать не мешай.

Girl Power

Внутри этой условной, по сути, фэнтезийной реальности Екатерина выполняет ту же функцию, что и Дейенерис Таргариен в «Игре престолов». Династический брак, сексуальное насилие, унижения, смерть мужа — и воля к неограниченной власти, вырастающая из благих побуждений. Россия XVIII века в сериале мало чем отличается от медиевистского мира популярного сериала НВО, только что изощренные пытки не представлены (хотя и не исключены вовсе, они, по логике сюжета, могут происходить за кадром). Жизнь в этой фантастической стране подчинена уходящим в прошлое традициям, часто абсурдным, и кому как не женщине, подвергшейся харассменту, объединиться с другими униженными и оскорбленными, чтобы устроить революцию?

Кадр из сериала «Великая»

Кадр из сериала «Великая»

Фото: Echo Lake Entertainment

Несколько странно при этом, что прекрасно образованная Екатерина, сличающая на досуге переводы Макиавелли, не понимает простейших вещей, в частности неготовности народа к переменам и состояния страны, которая при Петре III переживает глубочайший кризис и не слишком жаждет реформ в европейском духе. Создатели сериала поступили правильно, пригласив на главную роль Эль Фаннинг, Джесси из «Неонового демона» и Аврору из «Малефисенты», актрису с внешностью наивной принцессы и глазами опаснейшего хищника. Петра играет Николас Холт, фигурант взрывных экшенов вроде «Безумного Макса», «Людей Икс» и «Битвы титанов» и в то же время романтический герой «Тепла наших тел». Он еще в эстетской «Фаворитке» показал, насколько ему по плечу воплощать человека XVIII века, его Петр — достойный противник Екатерины, и в его наивных, часто нетрезвых глазах временами вспыхивает звериный интеллект. Пожалуй, он задуман намного эффектнее и интереснее настоящего Петра III, о странностях которого сохранилось немало легенд. В общем, феминизм неизбежно победит, но цену придется заплатить немалую.

Прямой эфир