Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Художника Анатолия Брусиловского называют лидером советского андеграунда и отцом отечественного коллажа, ассамбляжа и боди-арта. Но Брусиловский, которому в этом году исполняется 88, еще и летописец эпохи. Об ушедшем навсегда мире советского «подпольного» искусства и его героях, включая Иосифа Бродского, Эдуарда Лимонова и других, патриарх авангарда рассказал «Известиям».

Гении из Харькова

— Итак, начнем с самого начала — с рождения героя?

Я родился в Одессе. И папа мой, Рафаил Моисеевич, считал себя одесситом — его туда ребенком привезли. Папа был писателем, прозаиком, учеником Бунина. Бунин в 18-м году приехал с женой в Одессу, надо было чем-то кормиться, и он устроил для молодых литераторов что-то вроде кружка, сейчас бы это назвали мастер-классом.

Старостой кружка стал Валентин Катаев, а одним из участников — мой отец. И он на всю жизнь пронес безумную любовь к бунинской прозе, старался подражать ему. Иван Бунин для папы всегда был иконой. Из-за этого и не стал он ярким пропагандистом советской темы, писал психологическую прозу…

— Это же прекрасно, а вы говорите так, словно сожалеете!

— А когда началась война, мы уехали… чуть было не сказал в эмиграцию… Как это называлось? В эвакуацию! В Башкирию. Папе было уже 55, поэтому его не призвали в армию. Во время войны родители всё время хотели вернуться на юг. Одесса еще находилась под оккупацией, а Харьков освободили. И отцу сказали: «Ну, если хотите, то пока можете переехать в Харьков, там уже есть отделение Литфонда».

Стали выходить книги отца. И мы остались в Харькове, пустили там корни. Таким образом, я одессит по рождению, молодость провел в Харькове, а в 60-м году переехал в Москву.

Проект художника Анатолия Брусиловского «Пойманная бабочка»

Проект художника Анатолия Брусиловского «Пойманная бабочка»

Фото: РИА Новости/Михаил Фомичев

— Лимонова, если верить его «Молодому негодяю», вы по Харькову не знали?

— Конечно не знал! Эдик Савенко, как и его друг, художник Вагрич Бахчанян, придумавший ему псевдоним Лимонов, младше меня. В моем харьковском периоде они были еще деточками. Мы познакомились, когда я приехал из Москвы к родителям.

— А познакомились через первую лимоновскую жену? Вы в своем Facebook как-то написали, будто она содержала в Харькове подпольный бордель…

— Это ранняя советская история. В 50-х годах Анечка Рубинштейн была красоткой. Это она потом ужасно изменилась, потеряла товарный вид и превратилась в шизофреничку во-о-от такого размера, а в молодости была просто красавица! Такие фиалковые глаза и вообще — ах, как хороша!..

Да, в квартире родителей своих знакомых она открыла «волыну». Веселое заведение, а не публичный дом. Может, даже не платное, а место, где парни и девушки встречались, тусовались. Может, приносили выпивку и еду. Может, ей делали подарки. После об этом написали фельетон в газете, и «волыну» прикрыли. Анечку не посадили, она стала работать в книжном магазине, где и встретила Эда, своего будущего мужа.

Скульптура Анатолия Брусиловского

Скульптура Анатолия Брусиловского

Фото: anatolbrusilov.com

— А как вы сманили молодежь в столицу?

— Лимонов об этом рассказывал в книгах. Мол, явился Брусиловский, по-барски говорит: «Что вы тут делаете? Это вонючее болото! А у нас в Москве подпольные выставки, иностранцы покупают картины». Это всё правда. Так оно и было. У мальчиков глаза повылезали, и они решили: человек зовет нас в Москву!

— На самом деле вы не столько звали, сколько отговаривали?

— «А где вы будете жить и что вы будете делать?» — спрашивал их я. Они втроем — Лимонов, Бахчанян и Анна Моисеевна — собрались и прикатили в столицу, не зная даже, как зацепиться, и жили нелегально, что-то снимали. Бахчанян обитал в моей студии. Не в этой, в другой. В ужасающих условиях! А эта студия у меня с 70-го года. И постепенно они стали приобретать знакомства. Эдик с первых шагов получал от меня наводки — куда ходить, что делать, с кем знакомиться, как подавать себя и так далее.

Столичные штучки

— Это вы поспособствовали его судьбоносному знакомству с Еленой Сергеевной Козловой-Щаповой?

— Да, в момент переезда Эдика в Москву мой довольно близкий друг, художник Витя Щапов, женился в пятый раз. И его избранницей была Леночка Козлова. Ей было 17. Папа ее работал деканом или ректором какого-то технического вуза, но на самом деле он был подполковником КГБ, и все об этом знали…

У них была дача в Малаховке, старинная, а на участке — сарай. Я туда как-то заглянул и увидел кучу пожелтевших бумажек. «Леночка, можно мне здесь порыться?» И я нашел шеврон от кадетского мундира. «А папа твой кто?» — спрашиваю. «Он в институте работает...» — «Он дворянин?» — «Да...» Это было поместье его родителей.

В общем, человек, который из кадета его императорского величества пажеского корпуса превратился в гэбиста… Леночка была высокая, стройная и безумной красоты. И с очень большими претензиями!

— Например?

Она хотела быть интеллектуалкой. И стала морочить голову своему новому мужу, который был по советским меркам богач, но маленький, лысенький и старше ее лет на тридцать: «И что я буду сидеть дома!.. Я хочу общества!.. Хочу, чтобы вокруг были поэты, художники…»

А Щапов никуда не ходил, с утра до вечера клепал свои плакаты, зато обувал и одевал ее, как куклу, но Леночке этого было мало. Тогда Виктор обратился ко мне: «Ты же всех их знаешь, ты — один из ведущих людей этого авангарда…» В общем, он меня попросил заняться ее воспитанием. И я стал читать ей стихи, показывать работы, водить на подпольные выставки, знакомить с литераторами и живописцами. И в один прекрасный момент показал ей самиздатовский сборник Лимонова.

— А вы уже тогда были большим поклонником его стихов?

— Был и остаюсь. Это было новое слово в поэзии — очень искреннее, пронизанное болью российской провинции, у которой другие проблемы, чем в центре. А из его поздних стихов я выделяю малюсенькую книжечку «К Фифи». Настолько там своеобразная поэтичная ткань… Это чудо! Я всегда честно относился к нему — я же сам из литературной семьи: и папа, как я уже сказал, писатель, и родной брат мамы — поэт Семен Кирсанов.

— Но вернемся к Щаповой. Итак, Елена прочитала его стихи…

Прочитала и говорит мне: «А я хочу, чтобы вы меня познакомили с Лимоновым». Устроил я эту встречу, хотя и не присутствовал на ней. Свел их. Нашел место, где им встретиться. И у них возникла безумная любовь! Правда, Лена была на голову выше, а Эдик — тощий робкий юноша в украинской вышитой рубашечке, с железными очечками.

— А я где-то читал, что они познакомились на дне рождения Киры Сапгир, журналистки, жены поэта Генриха Сапгира.

— Кира — это из нашего круга. Сейчас объясню. Московская жизнь тогда представляла яркий и замечательный парафраз Монпарнаса. Выпивка, стихи, песни, а вокруг — советская зона. Такая была веселейшая жизнь! Собирались поэты. Женя Бачурин пел. И этот бульон варился каждый день: почти ежевечерне наш круг отправлялся к кому-то — либо к Сапгиру, либо ко мне, либо еще куда-то. У Генриха с Кирой имелась большая комната, где можно было за стол усадить человек пятнадцать. И всё время читали стихи — и у меня, и в других мастерских художников. «Это чудное застойное время!» — я так даже назвал одну главу в своей книге «Студия»…

Западный мир

— Ностальгируете?

Я почти 30 лет живу на Западе, в очень хорошем месте — в Кельне, и в очень хороших условиях, но там скука безумная! И жизнь совершенно не похожа на то счастье, которое было тогда в Москве. В те годы имелось две элиты: одна дешевая чиновничья, дурацкая, очень необразованная, а другая художественная, театрально-поэтически-музыкальная. И большевики нам очень сильно завидовали, хотели в наш круг пробиться.

Ко мне часто обращались: «А можно я приведу сюда человека?» — «А кто такой?» У меня была строгая пропускная система, я никогда не терпел людей с улицы. Мол, шли, взяли и зашли. «Это один человек, занимает хороший пост…» — «Не надо». «Ну почему? Он принесет водку…» — «Не надо». Была суровая изоляция.

— Фейс-контроль, как сейчас бы сказали… А с Бродским вы не общались?

Иосиф был моим приятелем еще до его высылки, а потом уже в Париже мы общались. До перестройки я не мог выезжать, но после бывал на его выступлениях. А до эмиграции он приходил ко мне, когда приезжал в Москву, я жил тогда у Чистых прудов. У меня были с ним ровные отношения, особенно во Франции.

— Бродский ее не любил…

Он любил одно место на земле. Там его и похоронили — на Сан-Микеле, а не где-нибудь. Я Венецию тоже очень люблю и знаю там буквально каждый камень… Ося был заточен на неприятие. Он ненавидел Блока, ненавидел Тютчева, считал, что это пошло. Вся русская поэзия была для него плохая.

— Так уж и вся? А его любимый Баратынский, а Цветаева или Ахматова?

Бывают люди сложные, но кого-то они восхваляют, а он ругал всех. Я хорошо помню, что он Васю Аксенова ненавидел, готов был убить его. Тот ему отвечал тем же. А как он ненавидел Евтушенко! Стыдно, что Бродский писал о Евтушенко. Тогда время было такое, что гладких биографий не было ни у кого…

Возвращаясь к Лимонову: когда Эдик и Леночка увидели друг друга, он стал ее осаждать. А в это время самыми модными считались связи с иностранцами. Но не с туристами залетными, а с посольскими, с прессой и дипкорпусом. В Леночку безумным образом влюбился мой знакомый венесуэлец, посол. Он был своеобразный: ему в каком-то застенке отрезали язык, говорил посол так, что ничего нельзя понять. Но — активный латинос, южный человек, влюбился страстно. И это несмотря на наличие жены Ольги…

— Русская жена?

— Нет, не русская. Но непонятно по какой причине — Ольга… Посольство располагалось около Центрального рынка. Старинный особняк, два этажа наземных, а внизу роскошный огромный подвальный этаж, где был бар, место для танцев и разные комнаты. Довольно часто мы туда забирались и очень весело проводили время. Леночка произвела на посла такое впечатление, что он постоянно устраивал вечеринки, чтобы почаще ее видеть. И в итоге он эту Леночку в общем и целом охмурил, а Лимонов сидел на стуле и ждал, когда они выяснят отношения. И это его тяготило.

Художник Анатолий Брусиловский во время мастер-класса «Коллаж»

Художник Анатолий Брусиловский во время мастер-класса «Коллаж»

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

— А что же, с Анной Моисеевной они к тому времени расстались?

— Она долго еще существовала. Потом уехала в Харьков. Сошла с ума. Постоянно мне писала письма. Я свой архив передал немецкому хранилищу, там ее послания. Анна довольно часто звонила мне в Москву: «Вот бы покнокать — какой прикид у Елены...» Она рассчитывала, что я расскажу ей что-то о жизни Лимонова, который тогда уже жил с Леной в Америке…

Анна выдавала весь букет провинциальных интересов. Она рассказывала, чем где угощали, у кого какая была колбаса на столе. Это ее занимало очень. И Лимонову тоже довольно сильно не повезло: воспитание и вкусы Лены оказались совершенно противоположны его вкусам и стилю. Когда Щапова оказалась с Лимоновым в Америке, жизнь пошла не такая, к которой она привыкла. Лена тут же нашла себе место в модельном бизнесе, а Эдик оказался ни при чем. Он бедно жил. Описание отеля в «Это я, Эдичка» — очень характерно. Лене там было не место. В общем и целом, их пути разошлись совершенно…

Беспечные парижане

— Вы с Лимоновым где потом пересеклись?

С Эдуардом я встретился в Париже — бывал довольно часто в его квартире на рю де Тюренн около площади Вогезов. Такая старинная мансарда без ванны, подниматься надо было по скрипучей деревянной лестнице — типично очень для Парижа.

— Как и чем Лимонов жил тогда?

— Он и в этом оказался очень талантливым. Он общался в основном с французами. Это оказалось важнее, чем закисать в русском эмигрантском болоте. У него появились и политические, и поэтические связи, которые показали французам, кто он такой. О нем были очень высокого мнения. У меня есть несколько вырезок из парижских газет того времени — восторженные статьи о Лимонове с фотографиями.

— Он реально был очень известен?

— Реально, реально! И его карьера быстро развивалась, когда он перестал сочинять стихи, зато стал писать острую политическую прозу. Он оказался в Париже в ярко окрашенное время и не внизу. У него уже была Наташа Медведева, разудалая певица из кабаре. Она была очень красивой и очень агрессивной всегда.

Знак зодиака из цикла Анатолия Брусиловского «Гороскопы»

Знак зодиака из цикла Анатолия Брусиловского «Гороскопы»

Фото: anatolbrusilov.com

— Все ее знакомые говорят, что у нее был роман с алкоголем…

— Я хорошо знал мир этих блатных кабачков, мир злачных мест. Сам я почти не пьющий человек. Из-за того что не напивался в стельку, я был другой и делал свою собственную карьеру. Привозил за границу огромное количество своих работ, устраивал выставки, находил там коллекционеров, продавал им. Знал широкий круг русских аристократов-эмигрантов, всех этих Шуваловых, Голицыных и так далее.

И вместо того чтобы в вонючих сквотах общаться с разудалыми художниками и поэтами, которых я знал как облупленных по Москве и от которых мне ничего не светило, я общался с другими людьми. Как любознательный человек, я эти сквоты посещал и знал, но не слишком приветствовал. Мне просто и времени не хватало. Я прошел через все круги парижского дна, и это оставило негативное впечатление…

Что касается Наташи Медведевой, она всей душой была в это погружена: цыганщина, блатные песни, все эти подружки сомнительного поведения. Я ничего плохого в том не вижу, но это другой менталитет. Знаю, что Наташа часто ругалась с Эдиком, но при мне этого не было — я предпочитал встречаться с Лимоновым без нее. А она часто загуливала с другими мужчинами, они друг другу дали добро на это. Медведева была женщиной мятущейся души. Но она меня не трогает, а вот Эдик меня очень сильно волнует.

— Почему?

Лимонов за 40 лет на моих глазах пережил фантастическую метаморфозу: из харьковского мальчика-литейщика превратился в блистательного интеллектуала. Блистательного! И я ему всю жизнь аплодировал. Эдик такую работу провел над собой… Я же хорошо знаю уровень провинциальных граждан, а он вышел из этого с честью. Уникальный российский талант! 67 книг издал.

Он человек честный, искренний, писал то, что думал. Не преследовал никаких корыстных целей. Это ясно без всяких споров и дискуссий. Жизнь его яркая, наполненная событиями. Воевал у сербов, сидел в тюрьме и всё время описывал это: «Я там отжимаюсь каждый день. Я изучаю жизнь, жадно впитывая ее». У него не было ни нотки уныния или жалости к себе.

— Париж сильно поменялся по сравнению с 80-ми?

— Кардинально. Это ужасно! Российское сообщество там перекусалось и передралось, превратилось в злобную группу стариков и старушек, где все ненавидят всех. Сплетни, гадости, клевета! Просто ужасно. Когда-то был большой интерес к русским. Я тогда галеристку Дину Верни познакомил с Мишей Шемякиным и вывел его на путь широкой славы. Французы начали коллекционировать русских художников, а сейчас интереса — ноль. Сегодня русский — это опасный, неприятный человек, от которого лучше избавиться, а не быть с ним…

Читайте также
Прямой эфир