Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Попасть в «Гофманиаду»: куклы из мультфильма выставили в Музее Рерихов

Песочный человек и Повелитель блох шагнули с экрана в выставочные залы
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Государственный музей Востока открыл экспозицию, посвященную мультфильму «Гофманиада». В четырех залах здания в Малом Знаменском переулке (Музей Рерихов) разместилось шесть макетов декораций и около полусотни кукол. Также в экспозицию вошли эскизы к мультфильму художников Станислава Соколова и Михаила Шемякина.

Щелкунчик, Мышиный король, Песочный человек, Крошка Цахес, Повелитель блох — это только малая часть сказочных персонажей, вышедших из-под пера Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Многие из них стали героями масштабного проекта «Гофманиада», работа над которым продолжалась 17 лет. Теперь зрители могут увидеть не только сам мультфильм, но и сопутствующие произведения.

Идея выставки принадлежит директору Музея Рерихов Тиграну Мкртычеву.

— Попав на студию, где создавалась «Гофманиада», мы поняли, что у нас есть возможность ввести посетителей Музея Рерихов в сказочный мир Гофмана — писателя, оказавшего большое влияние на Николая Константиновича Рериха, — рассказал «Известиям» Тигран Мкртычев. — Мы готовы были принять всё, что студия предоставит.

Главным героем фильма стал сам Гофман. На выставке можно увидеть, как от макета к макету он становится старше. В первой кукольной декорации это еще мальчик, которого няня пугает страшилкой про Песочного человека. Во второй — юноша в мансарде дает уроки пения красотке Веронике. Есть на выставке и макет лаборатории алхимика — какая же сказка без колдовства! А в библиотеке архивариуса Гофман склонился над собственной рукописью. И если приглядеться, то можно даже разобрать текст.

Всё это — рукотворная работа мастеров-мультипликаторов. Макеты и куклы проработаны до мельчайших деталей. Они передают волшебную атмосферу произведений Гофмана и позволяют зрителю ближе познакомиться с кукольной анимацией.

— Все куклы в экспозиции игровые, у них двигаются ручки, ножки, открываются рты. Кстати, ротики у кукол сменные, — демонстрирует возможности героев «Гофманиады» художник Станислав Соколов.

Но такую вольность с экспонатами выставки может позволить себе только их создатель. Посетителям трогать куклы запрещено, хотя находятся они в открытом доступе. За стекло поместили самые ценные экспонаты. Как пояснил «Известиям» Станислав Соколов, на создание каждой ушло не меньше месяца. И делали куклу минимум пять мастеров. В их руках простые материалы — металл, ткань, дерево, краска, поролон, нити, тесьма — превратились в Гофмана, Серпентину, Труффальдино, Саламандра, Василиска и других сказочных героев. Причем у них были свои художники по костюмам, гриму, прическам.

За сохранность кукол создатели не переживают. И верят, что даже маленькие посетители с уважением отнесутся к работе художников. Кстати, сломать куклы не так просто.

— Их можно бить молотком, и им ничего не будет, — выдает секреты художник. — Куклы сделаны из очень прочного материала — стомафлекса. Из него делают вставные зубы.

Прогуливаясь по экспозиции с художником, невольно ловишь себя на мысли, что главный герой мультфильма чем-то похож на своего создателя. Тот же профиль, те же черты лица. Оказалось, это не случайность: Михаил Шемякин нарисовал Гофмана со Станислава Соколова. А одноклассник Герман Степанов, с которым художника вместе выгнали из школы, стал прообразом Виночерпия. Ну а немецкий бюргер был написан с поэта Александра Тимофеевского, автора знаменитой песенки Крокодила Гены («Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...»).

Попасть в «Волшебный мир. Гофманиаду» можно до 24 марта.

 

Прямой эфир

Загрузка...