Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин подписал закон об учете службы добровольцев СВО в пенсии за выслугу лет
Армия
Российская армия за сутки освободила четыре населенных пункта в ДНР
Мир
Латвия вновь продлила запрет на ночные полеты вдоль границ с РФ и Белоруссией
Мир
В США отметили нереальность просьбы Зеленского дать $800 млрд Украине
Армия
Белоусов поздравил военнослужащих с освобождением пункта Родинское в ДНР
Мир
В Германии предрекли отказ Трампа от одобрения плана Зеленского
Мир
El País сообщила о тревоге Европы из-за политики США
Общество
Путин подписал закон о домовых чатах в MAX
Мир
Макрон выразил соболезнования в связи со смертью Брижит Бардо
Мир
В Литве в 2025 году сменили связанные с Советским Союзом названия 19 улиц
Общество
ФНС выставила Моргенштерну новый счет после погашения долга
Новости компаний
«Россети» обеспечили максимальную надежность электроснабжения космодрома Восточный
Спорт
Непряева не прошла квалификацию спринта на первом этапе «Тур де Ски»
Общество
Компания Samsung зарегистрировала в России два товарных знака
Мир
МАГАТЭ сообщило о начале ремонтных работ линии электропередачи рядом с ЗАЭС
Армия
ВС РФ успешно отражают атаки украинских элитных подразделений в Купянске
Армия
Армия России завершила освобождение населенного пункта Гуляйполе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В рамках открывающегося во Владивостоке Восточного экономического форума (ВЭФ) пройдет первое заседание общественного совета Северного морского пути (СМП). Интерес к арктическому маршруту уже выразили транспортные компании Японии, Дании, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, а также ОАЭ и Южной Кореи. Об этом «Известиям» заявили в «Росатоме» — компания отвечает за атомный ледокольный флот РФ в Арктике и развитие СМП. Там также отметили, что с вступлением в строй новых ледоходов в 2022–2023 годах Севморпуть станет круглогодичным маршрутом. Как пояснили «Известиям» в совете по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, иностранные компании планируется привлечь к модернизации портов СМП, поскольку именно состояние их инфраструктуры вызывает больше всего вопросов.

Солидный совет

Еще в апреле гендиректор Росатома Алексей Лихачев говорил о планах обсудить на полях ВЭФа участие в развитии Северного морского пути японских компаний. Однако, как рассказали «Известиям» в пресс-службе госкорпорации на этой неделе, в первом заседании общественного совета СМП примут участие крупнейшие транспортные компании и из других стран мира.

— Будут представители Японии в лице Mitsui O.S.K. Lines и Weathernews Inc. Интерес к работе по развитию СМП проявили также компании Nordic Bulk Carriers (Дания), Oldendorff Carriers (Германия), Stena AB (Швеция), Tschudi Shipping Company и DNV GL (Норвегия), Aker Arctic Technology (Финляндия), а также DP World (ОАЭ) и Youngsan University (Institute of Arctic Logistics) (Республика Корея). И это далеко не полный список, — заявили «Известиям» в «Росатоме».

Судно компании Oldendorff Carriers 

Судно компании Oldendorff Carriers

Фото: oldendorff.com

Каждая из компаний, которые предполагается привлечь к проекту, занимает лидирующие позиции в сферах, тем или иным образом связанных с реализацией СМП. К примеру, японская Mitsui O.S.K. Lines занимает первое место в мире по количеству газовозов, четвертое — по объему грузоперевозок, а по общему водоизмещению танкеров — второе. Другая компания из Страны восходящего солнца — Weathernews Inc. — один из мировых лидеров в сфере погодной логистики, она составляет климатические карты для судов.

Датская Nordic Bulk Carriers стала первой иностранной компанией, судно которой прошло по СМП ещё в 2010 году. А в 2013 году фирма первой переправила уголь с западного побережья Канады в Европу через Северо-западный пассаж — арктический брат-близнец СМП, проходящий через Гренландию и Северную Америку. Шведская Stena AB — мировой лидер паромных перевозок и считается одной из крупнейших частных компаний во всей Скандинавии, тогда как в «зачете» финской Aker Arctic Technology, проектирующей ледоколы, — проекты более половины всего мирового арктического флота.

Отдельно стоит упомянуть и норвежскую DNV GL — компания специализируется на классификации, консалтинге и оценке риска, что необходимо для подтверждения безопасности и рентабельности добычи нефти на морских платформах. 65% всех подводных трубопроводов спроектированы по стандартам DNV GL.

В офисе датской компании Nordic Bulk Carriers

В офисе датской компании Nordic Bulk Carriers

Фото: nordicbulkcarriers.com

При этом ранее официальный Осло выражал сомнение в экономической целесообразности СМП. Как заявляла недавно «Известиям» глава МИД Норвегии Ине Мари Эриксон Серейде, у проекта «есть серьезные проблемы в отношении всего: от поисково-спасательных работ и недостаточной инфраструктуры на всем протяжении трассы до крайне сурового климата». Возможно, привлечение DNV GL к оценкам рисков Севморпути позволит развеять эти сомнения и предоставить маршруту международные гарантии безопасности.

Из списка приглашённых к обсуждению Севморпути на ВЭФ географически выбивается разве что компания DP World из ОАЭ. Это один из крупнейших операторов портов в мире, ему, в частности, принадлежат гавани Дубая, Гонконга, Карачи, Джидды.

Очевидное преимущество СМП — географическое расположение, обеспечивающее сокращение сроков доставки в сравнении с южным маршрутом в среднем на 15 суток и безопасность навигации, — пояснили в Росатоме интерес столь солидных компаний к проекту. — Несмотря на улучшение ситуации с пиратством в Аденском заливе у берегов Сомали, суда, идущие через Суэцкий канал дальше в Индийский океан, неизбежно проходят этот участок пути — опасность всё еще сохраняется.

Инвестиции с выдержкой

В «Росатоме» также подчеркнули: с вводом в строй новых мощных ледоколов Севморпуть станет круглогодичным. Сейчас сообщение сезонно и приходится на весенне-летний период.

В 2022–2023 годах Россия нарастит свой арктический флот: в строй вступят три новых ледокола ЛК-60Я серии 22200 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Они станут самыми крупными и мощными в северной флотилии РФ. Их строительство напрямую связано с обслуживанием крупных газовых месторождений на арктическом шельфе, в частности, завода сжиженного газа «Ямал СПГ» на одноименном полуострове, а также «Арктик СПГ-2». Последний запустят к 2023 году.

Как пояснил «Известиям» член Совета по Арктике и Антарктике при Совфеде, директор центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов, неудивительно, что среди потенциальных инвесторов Севморпути азиатские страны — они хотят диверсифицировать системы доставки своих товаров в Европу, а СМП короче, чем аналогичный путь в Азию через Суэцкий канал.

Атомный ледокол «Артика»

Атомный ледокол «Артика»

Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

— Однако надо понимать, что это долгосрочные инвестиции — быстрой коммерческой отдачи в Арктике нет. И китайцы, например, это понимают. А японцы обыкновенно более скептично настроены к длительному ожиданию дивидендов, — пояснил эксперт.

Он также подчеркнул, что Севморпуть, проходящий от Архангельска на западе и до Чукотки на востоке, пока остается единственным арктическим маршрутом. Похожий путь — Северо-Западный пассаж, проходящий через Гренландию, Канаду и Аляску — практически не используется, поскольку у Канады нет своего ледоходного флота. К тому же льды на этом маршруте тают намного медленнее, чем в российской Арктике.

Единственная проблема СМП — отсутствие модернизированных портов. И именно в портовую инфраструктуру могли бы пойти инвестиции зарубежных компаний, — отметил Александр Пилясов.

По его словам, у Токио, например, нет особого опыта в возведении ледоколов и даже Сингапур благодаря своей морской истории ближе к отрасли, нежели современная Япония. Поэтому следует ожидать, что инвестиции пойдут не в переоборудование судов, а в перестройку портов.

Читайте также
Прямой эфир