Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Песков назвал обеление экономики неотъемлемой частью всей финансовой политики РФ
Армия
ВС РФ нанесли удары по предприятиям ВПК ВСУ и объектам энергетики
Мир
В МИД РФ назвали атаки Киева на суда в Черном море попыткой срыва переговоров
Мир
Венесуэла обвинила США в похищении экипажа задержанного танкера
Мир
AP сообщило о пропаже с сайта минюста США 16 файлов по делу Эпштейна
Экономика
Российские банки начали запрашивать подтверждение родственной связи при переводе
Мир
Ушаков указал на необходимость соблюдения достигнутых договоренностей по Украине
Мир
FT заявила о предательстве Макроном Мерца по вопросу российских активов
Мир
Путин поблагодарил Лукашенко за высокую оценку российско-белорусских отношений
Мир
Посол РФ заявил о росте запроса на альтернативную информацию в Испании
Политика
В МИД РФ сообщили о продолжении переговоров РФ и США по Украине «в духе Аляски»
Мир
Ушаков заявил об отсутствии хороших добавлений в мирный план от Украины и Европы
Общество
Пропавшие в Самарской области дети найдены
Общество
Верховный суд РФ назвал заблуждение Долиной при сделке недостаточным для ее отмены
Мир
Дмитриев поблагодарил Тулси Габбард за разоблачение «глубинного государства»
Спорт
Лучникам из РФ до 21 года разрешили выступать на турнирах в нейтральном статусе
Экономика
Экономист предрекла западным компаниям сложный процесс возвращения на рынок РФ

«Наша киноиндустрия движется вперед»

Режиссер «Легенды № 17» и «Экипажа» Николай Лебедев — о семимильных шагах российского кино и законе больших чисел
0
Фото: Юлия Ромашина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

После кассового успеха «Экипажа» в прошлом году Николай Лебедев надолго исчез со всех радаров. Корреспонденту «Известий» удалось пообщаться с режиссером в Чите, где он руководил работой жюри Забайкальского международного кинофестиваля.

— На первой пресс-конференции вы сказали, что здешние места напомнили вам Испанию.

— Да, напомнили — всеобщей доброжелательностью. Так получилось, что я прилетел сюда из Испании, а это 12 часов в самолете плюс большая разница в часовых поясах. Но, несмотря на это, благодаря местному дружелюбию я быстро почувствовал себя в своей тарелке. У меня нет подмосковной дачи, чтобы сконцентрироваться, поэтому я стараюсь уехать куда-нибудь подальше. Я сейчас разрабатываю новый проект, но об этом пока не имею права говорить (смеется).

— Тогда, может, расскажете о проекте «Мертвые ласточки», где вы заявлены художественным руководителем.

— Это мистический триллер дебютантки Натальи Першиной по ее же сценарию. Подключиться к нему меня попросила моя родная студия Горького, на которой я когда-то дебютировал и которой я чувствую себя в хорошем смысле обязанным. Кроме того, меня заинтересовал сам сценарий. В нем сочетаются жанровая природа и глубокий психологизм и человечность — это мне близко. Съемки только что закончились, и я с нетерпением жду возможности посмотреть материал. Надеюсь, там всё будет здорово.

— Вам не кажется, что есть здесь некая ирония: судя по ранним фильмам, вы всегда тяготели к западному жанру триллера, однако в массовом сознании прочно ассоциируетесь с фильмами на советском материале: «Звезда», «Легенда № 17»? И «Экипаж» активно работает с советскими кодами.

— Я всегда снимал о том, что меня волнует. И я берусь за фильм, если герои близки мне чисто по-человечески, если сопереживаю их проблемам и радостям. Жанр сам по себе не играет никакой роли, всё зависит от истории. И я не вижу никакой беды, если действие происходит во времена Советского Союза. Я сам отчасти человек той эпохи, и мне кажется глупым от нее открещиваться. Да, было много плохого, но и много хорошего тоже. Про это не стоит забывать. Нельзя отказываться от того, что составляет часть твоей генетической памяти. Мы один раз уже начинали с чистого листа в 1917 году и знаем, к чему это привело. Да и жанр триллера, хоррора я бы не называл чем-то исключительно западным.

— Вы имеете в виду такие фильмы, как «Вий» или «Дикая охота короля Стаха»?

— «Вия» я уже посмотрел сравнительно поздно, в середине 1980-х годов. Его довольно редко показывали по телевизору. «Дикую охоту…» тоже когда-то видел, это крепко сделанная картина, однако лично меня в жанровых поисках вела скорее литературная традиция. Пушкинские «Гробовщик» и «Пиковая дама», Гоголь, Жуковский, Толстой с «Упырем» и «Семьей вурдалаков», тот же Булгаков — я это всё активно читал в детстве, да и сейчас продолжаю перечитывать постоянно.

Другой разговор, что в советские годы в нашем кино фактически любой жанр отрицался. Всё, за исключением разве что комедии или мелодрамы, считалось проявлением западного образа жизни и для нас чужеродным. При этом, конечно, жанры в кино были, их протаскивали контрабандой. Скажем, сценарий Митты, Дунского и Фрида «Экипаж» читался как привычная советская производственно-личностная драма, а «начинка» в виде мелодрамы и совсем уж неслыханного для нас в те годы жанра фильма-катастрофы была спрятана глубоко внутрь — так, чтобы цензоры не догадались.

Впрочем, у нас всё равно был замечательный кинематограф. Здесь в Чите я много общался с коллегой по жюри, китайским режиссером и педагогом Се Феем. Он замечательно рассказывает о советских фильмах, про которые мы сами в большинстве своем благополучно забыли, а он знает и помнит.

— Кино, к сожалению, вообще быстро устаревает.

Безусловно, но если это кино о настоящих человеческих эмоциях, о реальных болях и радостях, то оно будет интересно зрителю всегда. Взять того же «Человека-амфибию». В свое время картина была жесточайшим образом обругана, однако прекрасно смотрится до сих пор. Или «Весна» Александрова — легкая, искрометная картина, она когда-то удостоилась всего одного упоминания в многотомной «Истории советского кино». Время идет, а «Весна» по-прежнему свежа и современна. А идеологически выверенные фильмы, про которые исписаны десятки и сотни страниц, давно уже никому не нужны.

— Но были жанровые режиссеры, тот же Гайдай или Рязанов, равно востребованные и тогда, и сейчас.

Определенный скепсис по отношению к их фильмам был всегда. Исходя из логики: «зрительское — значит, поверхностное». Рязанов лично мне говорил о том, как сильно переживал свою «недооцененность». Да, его любили зрители — но, кажется, и они не до конца осознавали, насколько это большой режиссер.

Слава Богу, мы заново открыли Гайдая. Правда, когда его не стало. И до сих пор мы говорим о нем без должной рефлексии. Вот это пренебрежение — не только у критики, но и в широких массах — серьезно ранит художника. И если его не расслышали раз, другой, третий, он рано или поздно начинает угасать.

Через подобное проходили многие. Ровно те же чувства испытывал Хичкок, но ему повезло. Однажды к нему приехал признанный лидер французской «новой волны» Франсуа Трюффо и записал книгу-интервью, в которой объяснил миру, что перед нами не ремесленник, а высокий художник. Просто большинство отказывалось это видеть.

— На фестивале в Чите был первый показ для зрителей космической драмы «Салют-7», которая во многом идет по пути, проторенному вашей «Легендой № 17». Я видел, что после сеанса вы что-то сказали режиссеру Климу Шипенко.

Я сказал, что очень рад за него и за всю съемочную группу. В свое время я читал сценарий и видел определенное количество проблем, от которых в фильме не осталось и следа. А главное — я увидел на экране живые эмоции, мощное внутреннее движение и настоящее напряжение. Очень непросто добиться, чтобы зритель совершенно забыл о том, что дома его ждут проблемы, кастрюли, неглаженые рубашки, и полностью погрузился в историю. У нас этому почти не учат. И поэтому такие фильмы встречаются редко.

— В целом как, на ваш взгляд, у нас сейчас обстоят дела с жанровым, зрительским кино?

— Мне кажется важным, что, несмотря на все сложности, мы продолжаем идти вперед. А это единственный путь к успеху. Я понимаю нашего зрителя, когда он сравнивает нас с Голливудом — и не в нашу пользу. Да, там сделали «Титаник» или «Парк юрского периода». Но надо же понимать, что американцы как начали снимать кино в начале прошлого века или даже в конце позапрошлого, так и продолжают снимать до сих пор.

Там были свои кризисы, но Голливуд никогда не переживал ничего подобного тому, что было у нас в 1990-е. Кино практически умерло, была полностью разрушена индустрия. Зритель, который смотрит фильм не на экране телевизора, а в кинотеатре, просто исчез как класс. И только в начале 2000-х мы начали заново строить нашу кинопромышленность и сейчас на самом деле движемся семимильными шагами. Главное — не сбавлять обороты.

Это заблуждение, что лучше снимать меньше, но дороже. Каждый год в Америке снимается пара десятков отличных фильмов, а на них приходятся сотни провалов. Так же и у нас. Если мы хотим иметь хотя бы 10 успешных картин, надо снимать в десятки раз больше. Таков математический закон нашего вида искусства.

Справка «Известий»

Николай Лебедев родился 16 ноября 1966 года в Кишиневе. Окончил журфак МГУ и сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Первый большой успех к Николаю Лебедеву пришел с военной драмой «Звезда» (2002) по повести Эммануила Казакевича. Далее последовали кассовые хиты «Волкодав из рода Серых псов» (528 млн рублей сборов), «Легенда № 17» (922 млн) и «Экипаж» (1,4 млрд). Лауреат двух Государственных премий РФ.

Читайте также
Прямой эфир