«Кинофестиваль — это драйвер социальных активностей»
25 августа в седьмой раз стартовал Сахалинский международный кинофестиваль «Край света», один из самых амбициозных региональных смотров в стране. Конкурс из девяти фильмов, куда вошли, среди прочих, победитель «Кинотавра» «Аритмия» и новая работа Ким Ки Дука, будет судить жюри во главе с режиссером Мариной Разбежкиной. Как и раньше, помимо кинопремьер, интерес представляет и социальная программа. Корреспондент «Известий» встретился с генпродюсером смотра Алексеем Аграновичем.
— После фестиваля 2015 года вы со своей командой покинули проект, а теперь по приглашению губернатора возвращаетесь снова. Что будет происходить с фестивалем?
— Фестиваль проводят правительство и министерство культуры Сахалина, они формулируют цели и задачи, и задача, поставленная перед нами, — развивать то, что мы делали раньше. Конечно, какие-то изменения неизбежны, но они должны происходить естественным образом.
— Социальная составляющая сохранится?
— «Край света» — это прежде всего социальный проект, где собственно кинопоказ выступает драйвером иных активностей. Конкурс, жюри, звезды на красной дорожке ― всё это дает нам выход на большую аудиторию, с которой мы ищем новые способы коммуникации. А уже через это пытаемся решать важные вопросы, связанные с изменением качества жизни. Я говорю сейчас не про покупательную способность рубля или стоимость социальной корзины — эти вещи нам неподвластны, а про гуманитарное качество.
«Край света» пытается вместе с сахалинцами ответить на вопрос, почему важно и нужно жить именно здесь. Неслучайно даже в конкурсе, который традиционно собирает программный директор Алексей Медведев, на первый план выходит тема взаимоотношений с малой родиной. Это касается и всей остальной программы. Все фестивальные сюжеты так или иначе связаны с проблемой самоописания.
В этом году мы запускаем шесть разноплановых мастерских, в рамках которых сахалинцы смогут попробовать себя в каком-то новом деле. А в следующем, если всё будет хорошо, мы вместе с участниками мастерских будем придумывать, как превратить эти маленькие начинания из хобби в реальное дело.
— Расскажите подробнее о мастерских. Традиционный кинокампус «Европеец-Азиат» вернется?
— В этом году с кино будет связано сразу три мастерских. Это «Европеец-Азиат» — наш традиционный воркшоп для начинающих кинематографистов, которым продолжает руководить Юлия Левицкая. Анимационная мастерская «Острова» для младших школьников, которую будут вести ребята из питерской студии «Да!». И «Детская кинолаборатория» для старшеклассников, в рамках которой молодые люди узнают обо всех этапах кинопроизводства, а также попробуют снять что-то про себя. Курирует ее кинодраматург Елена Ванина, сценарист сериалов «Лондонград» и «Оптимисты».
— Чему посвящены оставшиеся три?
— Мастерская «Большая история» поможет людям научиться рассказывать истории. Ее участники будут говорить о себе, о своей семье, о своих отношениях с землей, где они родились и живут. А из этих историй сложится история общества. Также в рамках этого воркшопа нужно будет найти и разговорить каких-то уникальных земляков, так называемых гениев места — смотрителя маяка, талантливого учителя или врача, например.
Вернется урбанистическая мастерская «Сделай сам», в этом году она посвящена городской мифологии. Руководить ей будет Михаил Алексеевский, глава Центра городской антропологии КБ «Стрелка». Каждый участник сможет проложить на карте города неочевидные экскурсионные маршруты, связанные с теми историями, которые не попадают в официальные путеводители.
Вместе с урбанистами в ней будут работать дизайнеры Анна Наумова и Кирилл Благодатских, авторы визуального стиля фестиваля. Они помогут придумать, как уже сейчас эти маршруты можно вписать в пространство города. И, наконец, шестая мастерская, посвященная фотографии, называется «Гид по городу» — и она будет работать в связке с двумя предыдущими.
— И что должно получиться в итоге?
— Идея состоит в том, что в результате работы всех шести мастерских запустить новый формат путеводителя, интернет-портал, который открывал бы остров для самих жителей с неожиданной стороны. Мы еще думаем, как это всё лучше сделать, но первые результаты можно будет увидеть уже совсем скоро. В марте 2018 года мы планируем открыть выставку «Сахалин. Автобиография». Название говорит само за себя ― она будет посвящена попытке самоописания острова его жителями с помощью разных медиа.
— Два года назад вы презентовали проект Сахалинского кинофонда. Что сейчас происходит с этой инициативой?
— Решено, что кинофонду — быть, и как раз сейчас мы думаем, как он должен работать. Кинофонд должен решать целый ряд задач. Прежде всего это, конечно, развитие местного кинопроизводства, выделение грантов на проекты местных кинематографистов. Пока речь идет о документальных и короткометражных игровых проектах. Постепенно это даст начало местной киностудии. Экспертную и кураторскую поддержку мы обязуемся обеспечить.
Далее кинофонд должен взять на себя функции кинокомиссии. Уникальные природные данные острова могут заинтересовать как российские, так и зарубежные съемочные группы ― из соседних Кореи, Японии и Китая, например. Конечно, многое еще необходимо сделать ― выстроить инфраструктуру, воспитать местных профессионалов. Мы по мере сил и возможностей будем решать эти задачи.
— Какое влияние может оказать смотр на развитие фестивального движения в стране?
— Модель, которую мы отшлифовываем на Сахалине, можно применить где угодно. С поправкой на специфику и обстоятельства региона, естественно. И было бы совсем хорошо, если бы на нас обратили внимание коллеги, если бы у нас появились единомышленники в других регионах. Тогда было бы с кем всё обсудить или додумать. Чем больше умных людей включатся в дело, тем лучше. Тем более что схема эта, в общем, недорогая и дает вполне конкретный, ощутимый результат.