Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Американский эксперт оценила 100 дней Трампа на посту президента
Культура
Актер Вдовиченков получил роль в фильме «Мужу привет» без проб
Мир
В Европарламенте рассказали о готовности к контактам с коллегами из РФ
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
Экономист Сакс не увидел вреда для КНР и РФ от пошлин Трампа
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Латвия запретила Кристине Орбакайте и Горану Бреговичу въезд в страну
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Мир
В Госдепе заявили о выходе США из переговоров по Украине
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Общество
ФСБ открыли архивы о самоубийстве Гитлера и последних днях Третьего рейха
Мир
Экс-президент Молдавии Додон указал на снижение интереса США к стране
Общество
Путин подписал указ о наименовании аэропорта Волгограда «Сталинград»
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
На границе Индии и Пакистана началась перестрелка
Мир
Госдеп США одобрил продажу Польше 400 ракет класса «воздух – воздух» на $1,33 млрд

В Мраморном дворце возник кусочек страны ледников и вулканов

В Русском музее открылась выставка выдающегося исландца Кьярваля
8
В Мраморном дворце возник кусочек страны ледников и вулканов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Семенович
Выделить главное
Вкл
Выкл

В «холодном доме» Северной столицы — Мраморном дворце Русского музея — открылась выставка Йоуханнеса Свейнссона Кьярваля, выдающегося исландского художника XX века. Президент Исландии Оулавюр Рагнар Гримссон, принявший участие в ее открытии, назвал это «наивысшей точкой в программе, посвященной 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Исландией». На выставке представлено более 40 картин и графических работ из собраний Художественного музея Рейкьявика, Национальной галереи Исландии и частных собраний.

Имя Кьярваля связано с культурным ренессансом исландцев. Потомки гордых викингов, они несколько веков жили в зависимости от соседей — вплоть до 1918 года, когда был обретен суверенитет. Становление Кьярваля пришлось как раз на это время, и его полотна стали для земляков выражением свободы и национальной самобытности.

— Удивительно, как могла такая маленькая нация оказать такое ощутимое влияние на мировую культуру, — сказал «Известиям» Оулавюр Рагнар Гримссон. — При этом Исландия оставалась открытой другим культурам. Известные современники Кьярваля много путешествовали — по Германии, Франции, России, — но обязательно возвращались домой и передавали знания и опыт. Сам Кьярваль, хотя был из крайне бедной семьи, несколько лет прожил в Дании, где получил хорошее образование. Увидеть мир и вернуться — это свойственно исландцу до сих пор, возьмем хотя бы нашу соотечественницу Бьорк.

В Мраморном дворце возник кусочек страны ледников и вулканов

Страна вулканов и ледников — пространство почти мифологическое. Лишенная растительности земля, наверное, выглядит так же, как и много тысяч лет назад.  Неспроста американцы перед отправкой на Луну тренировались на каменистых равнинах Исландии. И неспроста главным жанром здешних живописцев был пейзаж.

В лучших работах Кьярваля — «певца исландской природы» — пейзаж обретает животные и человеческие очертания. Камни и северный лес могут оказаться дамой в кринолине; женские силуэты перетекают в крылья и плавники. «Зимний вид с Гаульгахрейна» — эпический взгляд на ломаный, как будто низвергнутый мир. Гора в виде огромной рыбы-птицы настолько одушевлена и написана с такой трагичной интонацией, что кажется — ни много ни мало — падшим Икаром.

— Уникальность Кьярваля — в его особом даре видеть фантастическое в обыденном и наоборот, — сказал «Известиям» Владимир Леняшин, сотрудник Русского музея, завотделом живописи второй половины XIX — начала XXI века. — Этот живописец принадлежит к числу пантеистов, для которых весь мир живет и дышит. Способность слышать таинственность природы и находиться на грани двух миров сближает Кьярваля с Врубелем.

Знакомство с этими работами вживую заставляет изумиться технике Кьярваля. Его экспрессивные мазки — в духе Ван Гога, — завитки, волны и кружочки создают вибрацию, ощутимую почти физически. Благодаря чувству глубины и манере класть масло можно усомниться, что это все-таки краска на холсте, а не настоящие рельефы, природные наросты, мох и лишайники. И что самое интересное: несмотря на суровый колорит, от этих картин исходит не холод, но тепло.

В Мраморном дворце возник кусочек страны ледников и вулканов  В Мраморном дворце возник кусочек страны ледников и вулканов

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности