Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Минфин призвал регионы вернуться к реальности

Ведомство заключило соглашения о бюджетной дисциплине со всеми дотационными субъектами
0
Минфин призвал регионы вернуться к реальности
Фото: ТАСС/Артем Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минфин подписал соглашения нового формата со всеми дотационными субъектами. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе ведомства Антона Силуанова. Этими документами региональным властям установлены четкие критерии по бюджетной дисциплине, за невыполнение которых они могут потерять 5% финансирования в следующем году. При заключении соглашений Минфин обнаружил новую проблему — оторванность бюджетного планирования в регионах от реальности.

Минфин давно искал способ ужесточить ответственность региональных властей за исполнение бюджета. Сейчас регионы нередко имеют очень несбалансированные бюджеты с высоким уровнем госдолга и дефицита, за что приходится расплачиваться федеральному центру. Решить эту проблему призван новый формат межбюджетных отношений: Минфин заключает соглашения с субъектами, которые обязывают их снижать уровень дотационности, повышать налоговые и неналоговые доходы, а также проводить консолидацию бюджета.

— По состоянию на 1 марта текущего года Минфином заключены соглашения со всеми субъектами — получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, — сообщил представитель Минфина.

Он также отметил, что за нарушение условий соглашения регионам на 5% сократят дотации в следующем году. А в будущем за невыполнение пунктов документа наказание планируется ужесточить.

По закону о трехлетнем бюджете в 2017 году дотации на выравнивание предусмотрены для 72 регионов. Среди них самые большие транши получат Дагестан (52 млрд рублей), Якутия (36,6 млрд), Камчатский край (37 млрд). Вопросы региональной бюджетной устойчивости в последние два года приобрели особую актуальность. По мнению Минфина, одна из причин разбалансированности региональных бюджетов заключается в недостаточно качественном прогнозировании и планировании.

— Задачей органов государственной власти субъектов является принятие реалистичных бюджетов, повышение качества прогнозирования бюджета и документов стратегического планирования, — отметил представитель Минфина. — Качество разработки параметров прогнозов доходов бюджетов не всегда удовлетворительно. Связь между показателями прогноза социально-экономического развития и параметрами бюджетов зачастую отсутствует.

Причем это «не исключительные случаи», а «постоянная практика» в ряде регионов, подчеркивают в ведомстве.

— Планирование нереалистичных доходов приводит к росту дефицита и государственного долга региона, — продолжил собеседник «Известий». — Так, при заключении в 2017 году соглашений на выравнивание были выявлены случаи нереалистичного планирования налоговых и неналоговых доходов без учета динамики основных макроэкономических показателей прогноза.

Источник «Известий», занимающийся аудитом региональных бюджетов, существование такой проблемы подтверждает.

— Региональные власти нередко пишут документы о трехлетнем бюджетном планировании как бог на душу положит, потому что нет системы контроля и отчета за эти документы. Есть регионы с хорошими командами, которые качественно составляют макроэкономические прогнозы. А есть те, кто просто берет текущие данные по экономике и с легкостью записывает в прогноз пятипроцентное отклонение, — рассказал осведомленный собеседник «Известий».

Действительно, во многих регионах бюджетное планирование является излишне оптимистичным, подтверждает руководитель департамента суверенных и региональных рейтингов Национального рейтингового агентства Александр Пахалов.

— Региональные власти часто исходят из того, что доходов будет больше, а расходов — меньше, чем оказывается в реальности. В дальнейшем в течение года у регионов постоянно возникают дополнительные расходы (например, на ремонт дорог или на социальную сферу), а вот источники доходов, наоборот, подводят — налоги плохо собираются или финансовое положение предприятий не позволяет их заплатить в ожидаемом объеме, — рассказал он. — В результате в течение года неоднократно приходится корректировать бюджетные планы, сдвигать планки по дефициту и госдолгу, — отметил эксперт. — Решить эту проблему можно за счет экспертной поддержки регионам при разработке планов либо за счет санкций за невыполнение изначально утвержденных планов.

Прогнозирование бюджета и экономики зависит также от специфики региона, отмечает старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Андрей Пискунов.

— Структура некоторых региональных экономик позволяет более точно прогнозировать динамику роста. Например, в нефтедобывающих субъектах. Где-то экономика более волатильна за счет разнообразия представленных отраслей, что подразумевает большее число разнонаправленных факторов, — отметил эксперт.

В пресс-службе правительства Московской области «Известиям» сообщили, что считают целесообразным дальнейшее ужесточение ответственности субъектов за бюджетные деньги. Там также отметили, что Минфин не высказывал претензий к качеству бюджетного планирования МО.

— Планирование и исполнение бюджета Московской области и местных бюджетов осуществляются на основе программно-целевого принципа, который дает возможность определить приоритеты в финансировании расходов бюджета и провести необходимую оптимизацию. Программные расходы в общем объеме расходов бюджета Московской области по итогам 2016 года составили 97,9%, — рассказали в региональном правительстве.

Всего Минфин потратит в этом году почти 615 млрд рублей на обеспечение сбалансированности бюджетов регионов. При этом суммарные доходы госбюджета составят 13,5 трлн рублей.

Прямой эфир

Загрузка...