Госдума и Совфед разработают кодекс этики парламентариев
Госдума (ГД) и Совет Федерации (СФ) разработают кодекс этики для парламентариев, в котором пропишут ответственность за грубые высказывания в адрес коллег и избирателей, санкции за уход с пленарного заседания, выкрикивание реплик с места в зале заседаний и нарушение обязательств, данных в предвыборный период.
Об этом «Известиям» рассказали два участника закрытого заседания комиссии группы государств по борьбе с коррупцией (GRECO) в Генпрокуратуре. Информацию подтвердили источники в ГД и СФ. Попытка принять кодекс этики предпринималась и в Госдуме шестого созыва, однако правовое управление нижней палаты раскритиковало предложенный документ.
Оценочная комиссия GRECO по итогам визита в Россию, который состоялся 28–31 марта, может рекомендовать палатам парламента принять кодекс этики. Вопрос о том, как регулируются правила поведения депутатов и сенаторов, стал одним из основных во время обсуждения организации работы законодателей, сообщили «Известиям» участники закрытой встречи.
Этика сенаторов
Этическое поведение сенаторов регулируется рядом нормативных актов, однако необходимо принять единый документ, в котором будут прописаны все нормы этики и ответственность за их нарушение. Об этом «Известиям» заявил председатель комитета СФ по регламенту Вадим Тюльпанов. По его словам, кодексы этики и служебного поведения утверждены практически во всех федеральных органах исполнительной власти, прокуратуры и следственных органах. Они разработаны на основе типового кодекса этики и служебного поведения служащих, который был одобрен Советом при президенте РФ по противодействию коррупции. Аналогичные акты приняты почти в 40 субъектах РФ.
В верхней палате уже есть черновой вариант «Этического кодекса члена СФ» (имеется в распоряжении «Известий»), в котором прописано, что именно считается нарушением норм поведения. Речь идет об употреблении грубых и оскорбительных выражений, необоснованных обвинениях в чей-либо адрес, использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям. Сенатор не может использовать свой статус в личных целях и должен избегать ситуаций, которые ставят под сомнение его объективность и независимость. В случае нарушения установленных норм палата может предложить сенатору принести публичные извинения, объясниться через СМИ или лишить его права выступать на заседаниях.
Один из авторов документа — экс-сенатор Константин Сурков пояснил «Известиям», что при разработке кодекса основная трудность заключалась в том, чтобы «нащупать грань между добровольным исполнением норм и санкциями против тех, кто этого не делает».
Этика депутатов
Председатель комиссии Госдумы по депутатской этике Отари Аршба («Единая Россия») сообщил «Известиям», что в нижней палате «изучается необходимость принятия кодекса этики». Решение будет принято после того, как комиссия получит мнение фракций, коллег из СФ, региональных парламентов и экспертного сообщества.
О том, что принятие кодекса необходимо в нынешних условиях, «Известиям» рассказал участник встречи с GRECO Анатолий Выборный («Единая Россия»).
— Если депутат не нарушает закон, но пренебрежительно и грубо относится к коллегам, избирателям, к СМИ — он не должен представлять Госдуму, — уверен он.
Глава думского комитета по регламенту Ольга Савастьянова («Единая Россия») сказала «Известиям», что «институты чести» нужно создавать в разных профессиях — врача, учителя, парламентария.
Попытки принять кодекс ранее
Кодекс этики пытался принять еще прошлый думский созыв, напомнил депутат Валерий Гартунг («Справедливая Россия»). Сначала разработкой документа занимался аппарат ГД, однако в окончательном варианте оказалось слишком много запретительных мер и проект так и не был рассмотрен. Тогда разработать кодекс поручили научным сотрудникам одного из московских институтов — результатом этой работы стал «100-страничный текст, который никто не смог дочитать до конца».
Еще одну попытку разработать кодекс предприняла рабочая группа комиссии по вопросам депутатской этики. В этом проекте (также есть в распоряжении «Известий») прописаны взаимоотношения депутатов с коллегами, избирателями, представителями власти, аппаратом ГД и СМИ. Кроме того, в документе сделана попытка установить правила поведения депутата за рубежом, финансовые и имущественные требования, а также ответственность за их нарушения.
Депутат не должен срывать пленарные заседания, покидать зал без уважительной причины, прерывать выступающих и выкрикивать с места в ходе «пленарки», использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, говорится в тексте документа.
Парламентарий обязан нести ответственность перед избирателями за обязательства, данные в период предвыборной кампании, а его выступления в СМИ не должны дискредитировать работу Госдумы. Проект запрещает пользоваться дипломатическим паспортом для выезда за рубеж на лечение, отдых и международные симпозиумы и конференции — его можно использовать только для рабочих визитов.
Был прописан в документе и порядок получения подарков. Так, презент, полученный супругой депутата, рассматривался как врученный ему самому со всеми вытекающими из этого последствиями (фактически речь идет о взятке).
В качестве дисциплинарных мер за нарушения норм кодекса предусматривался денежный штраф — не менее 1/21 (по количеству рабочих дней в месяце), но не более чем 1/2 зарплаты.
Однако и этот вариант вызвал замечания самих депутатов и не был поддержан правовым управлением Госдумы, которое указало на несогласованность проекта кодекса с уже действующими нормативными актами.
Парламентарий — не пионер
Владимир Поздняков (КПРФ) считает, что необходимо возобновить обсуждение проекта кодекса и доработать его, но это не должно стать формальностью. В частности, он предлагает вменить депутату в обязанность предоставлять информацию о доходах и расходах, а также сделать доступной информацию о голосовании за тот или иной законопроект. Возможно, по словам коммуниста, в кодекс стоит включить и норму о проверке диссертаций, которые депутаты защитили уже во время исполнения своих обязанностей.
Ярослав Нилов (ЛДПР) отметил, что не против принятия соответствующего документа, однако надо понимать, не станет ли кодекс «карательным механизмом для неугодных оппозиционных депутатов, которые выступают перед палатой на острые темы».
В том, чтобы внести моральное измерение в деятельность парламентариев, нет ничего плохого, полагает глава кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ Елена Шестопал.
— Это востребовано обществом. Но я не уверена, что кодекс сможет кого-либо из них удержать от коррупции или совершения не очень моральных действий, — сказала эксперт.
Хорошо, что этика парламентария стала предметом обсуждения в рамках антикоррупционной повестки, причем с участием международного сообщества, однако она состоит не только из соблюдения дисциплины, считает доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман.
— Не надо регулировать правила поведения для взрослых людей, которые являются госслужащими категории А, а не пионерами. Этика депутата состоит не в том, чтобы быть вежливым и тихо сидеть в зале заседаний, а в том, чтобы представлять интересы своих избирателей, не пользоваться своим положением в целях личного обогащения и не продвигать родственников на оплачиваемые бюджетом должности, — сказала она.
По итогам визита в Россию GRECO представит отчет об антикоррупционном законодательстве РФ, а также оценит его этическую составляющую.