Десантники отбросили гвардию халифата
Доставленные по воздуху подкрепления и удары российской авиации, интенсивность которых достигает 50 вылетов в сутки, помогли сирийским войскам остановить генеральное наступление боевиков на военный аэродром и базу 137-й бригады в Дейр-эз-Зоре. В понедельник стало известно, что за минувшие выходные формирования самопровозглашенного халифата понесли серьезные потери и были вынуждены перейти к обороне. Однако ситуация остается крайне непростой — осажденным пока не хватает сил, чтобы восстановить коридор, связывающий две части анклава.
Подкрепления, переброшенные в Дейр-эз-Зор на минувшей неделе, позволили правительственным силам остановить наступление отрядов ИГИЛ (запрещена в РФ). Радикалам не помогли даже смертники, которые под прикрытием песчаной бури пытались прорваться к позициям армии. Большое значение в этой обстановке имеет поддержка со стороны российской авиации, которая выполняет по нескольку десятков вылетов в день в интересах защитников Дейр-эз-Зора.
Как передают местные СМИ, на минувшей неделе в отдельные дни количество ударов российской авиации достигало 50 и более. Причем активно применяется не только фронтовая авиация, но и дальние бомбардировщики Ту-22м3, получившие в натовской классификации название «Бэкфайр».
По информации Минобороны РФ, 30 января шесть Ту-22м3, взлетев с аэродрома на территории России и совершив перелет над территорией Ирака и Ирана, нанесли удар по позициям ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор. Они уничтожили два пункта управления, склады с вооружением и боеприпасами боевиков ИГИЛ, а также большое количество живой силы и военной техники.
По замыслу сирийского командования, эти удары должны помешать перегруппировке сил террористов, которые не оставляют надежды возобновить атаки на позиции правительственных войск. По информации из соцсетей, с правительственными войсками в Дейр-эз-Зоре сражаются не обычные боевики халифата, а отборные части фанатиков, состоящие преимущественно из иностранцев. Их используют только для самых важных операций — внезапных рейдов и прорыва фронта противника. Именно они сумели повторно захватить Пальмиру в декабре прошлого года.
Считается, что иностранных джихадистов перебросили под Дейр-эз-Зор из-под Мосула, когда главари ИГИЛ поняли, что восточная столица их самопровозглашенного халифата обречена. Зато захват Дейр-эз-Зора с его богатыми нефтяными месторождениями позволит джихадистам остаться на плаву и сохранить влияние на значительной территории Сирии и Ирака.
Тем временем командование правительственных войск пытается накопить достаточно сил для собственного наступления и восстановления целостности анклава, поэтому продолжает переброску в Дейр-эз-Зор подкреплений. Сейчас для этого используются в основном вертолеты, которые базируются на аэродроме в Камышлы. Кроме того, с транспортных самолетов обороняющимся частям регулярно сбрасывают контейнеры с продовольствием и медикаментами.
Как отметила в беседе с «Известиями» советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина успехи под Дейр-эз-Зором важны для ИГИЛ даже не столько с военной, сколько с пропагандистской точки зрения.
— Джихадистов выдавливают из других районов страны, они постепенно теряют свой халифат и пытаются хоть как-то компенсировать потери предыдущих месяцев, — поясняет эксперт. — Так что наступление под Дейр-эз-Зором нужно больше в пропагандистских целях. Главари ИГИЛ хотят таким образом поднять боевой дух своих сторонников.
По мнению Супониной, ситуация в Дейр-эз-Зоре очень сложная, но даже победа боевиков там не спасет ИГИЛ от разгрома.
— Дейр-эз-Зор — плохая замена Ракке, — говорит аналитик. — Такую же надежную штаб-квартиру, как в Ракке, они там не создадут. Не тот уровень поддержки со стороны местного населения.
Эксперт предупреждает, что на быструю победу над ИГИЛ пока рассчитывать нельзя.
— Мы сейчас наблюдаем агонию халифата, которая еще больше усилится, если Россия и США договорятся о совместных действиях, — добавляет Супонина. — Однако до окончательной победы над ним еще очень далеко. Война затянется и выльется в новые вылазки и террористические акты за пределами Сирии.