Деловая среда


Лимфома — это онкологическое заболевание лимфатической ткани, характеризующееся увеличением лимфатических узлов, а также поражением различных внутренних органов, в которых происходит бесконтрольное деление «опухолевых» лимфоцитов. Одним из распространенных видов лимфом является лимфома Ходжкина, или лимфогранулематоз. Как правило, это заболевание поддается лечению: при адекватной терапии пациенты могут рассчитывать на полное выздоровление либо на возможность достаточно долго контролировать свое состояние, поддерживая качество жизни на должном уровне.
В России лимфомой Ходжкина и системной анапластической крупноклеточной лимфомой (АККЛ) ежегодно заболевают около 3,2 тыс. человек. Системная анапластическая крупноклеточная лимфома — редкий и очень агрессивный вариант лимфомы. Из 3 тыс. новых случаев заболевания лимфомой Ходжкина более половины пациентов — это молодые трудоспособные люди в возрасте от 15 до 39 лет. Пик заболевания приходится на период 25–29 лет. Смертность составляет около 1 тыс. случаев в год.
Около 5% больных имеют первичную резистентность, около 25–35% становятся рефрактерными к традиционным схемам химиотерапии. Основная задача специалистов — продлить ремиссию пациентам этой группы, максимально подготовить их к трансплантации гемопоэтических стволовых клеток. Несмотря на то что эта группа пациентов испытывает острую потребность в более интенсивном лечении, долгое время новых препаратов для лечения лимфомы Ходжкина и системной анапластической крупноклеточной лимфомы не было.
По словам заместителя председателя правления Ассоциации онкологов России Дмитрия Борисова, за последнее время в лечении онкологических заболеваний был совершен ряд крупнейших открытий, однако лимфома Ходжкина на протяжении многих лет оставалась «застывшей» болезнью с точки зрения используемых лекарственных средств. Сегодня у практического здравоохранения появилась уникальная возможность эффективного лечения пациентов с лимфомой Ходжкина, и эта технология должна быть доступна максимальному количеству больных, для которых может быть достигнут терапевтический эффект.
Долгожданный прорыв произошел в 2016 году, когда на российский рынок был выведен новый таргетный препарат. Появление препарата с противоопухолевым агентом открыло новые возможности, позволяющие наносить точечный удар по болезни. Это первое антитело за всю историю существования лимфомы Ходжкина, и его внедрение в клиническую практику обеспечивает больным, исчерпавшим ресурсы классических схем лечения, длительную ремиссию, возможность проведения трансплантации гемопоэтических стволовых клеток.
Первый препарат направленного действия быстро нашел свое место в третьей линии химиотерапии лимфомы Ходжкина. Адресная доставка антитела в опухолевую клетку позволила не только увеличить эффективность лечения, но и снизить токсичность лекарственного воздействия. Это особенно важно для пациентов с резистентной формой заболевания, когда планируется проведение трансплантации собственных или донорских стволовых клеток.
Новая таргетная терапия имеет высокую клиническую эффективность и значимый излечивающий потенциал. Более половины пациентов смогли прожить более трех лет, что является очень высоким показателем по сравнению с существующими методами терапии. А в лечении больных с рецидивирующей формой системной анапластической крупноклеточной лимфомы новый таргетный препарат на сегодняшний день не имеет альтернативы.
При этом 38% пациентов, достигших полного ответа на терапию, находятся в ремиссии уже более пяти лет.
Благодаря применению нового препарата специалистам удается выиграть время, необходимое для поиска донора и ожидания трансплантации (этот период занимает в среднем три-четыре месяца). При максимальном и стойком сокращении опухоли перед трансплантацией качество и продолжительность жизни этих больных не отличаются от показателей группы пациентов, имевших положительный отклик на терапию первой линии.
В нашей стране около 25–35% пациентов могут иметь рецидивирующее и рефрактерное течение болезни, при котором традиционные схемы химиотерапии малоэффективны. «Молодой возраст пациентов, возможность их выздоровления и включения в активную социальную жизнь — мощный аргумент для использования в лечении этих больных инновационного препарата», — считает Николай Дронов, председатель исполнительного комитета МОД «Движение против рака», член общественного совета при Минздраве России, заместитель исполнительного директора по правовым вопросам НП «Равное право на жизнь».
Выбор метода лечения и назначение препарата пациентам в большинстве субъектов РФ зависит от того, внесен ли этот препарат в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Учитывая клинически доказанную эффективность, важно его скорейшее включение в список ЖНВЛП.