Социальное предпринимательство заявило о себе в России сравнительно недавно. Пока эта сфера не имеет четких концептуальных и законодательных границ, но тем не менее у игроков на этом рынке уже есть все шансы стать настоящими звездами бизнеса.
На Западе социальное предпринимательство приобрело популярность в 1980-е годы, трендсеттером стал Билл Дрейтон, основавший некоммерческий фонд «Ашока: Инновации для общества» с целью поиска и фондирования социальных предпринимателей по всему миру. Звездный час для бизнеса, в основе которого — микс коммерции и филантропии, наступил в 2006 году, когда за развитие социального предпринимательства впервые присудили Нобелевскую премию: самая почетная в мире награда досталась пионеру микрофинансирования и основателю организации Grameen Bank Мухаммаду Юнусу.
Нынешняя российская модель социального бизнеса примерно повторяет англо-американскую. В практике США социальные проекты регистрируются как некоммерческие, но получение прибыли ставится первоочередной задачей. Зарождению этого тренда в Америке способствовало сокращение финансирования благотворительных организаций со стороны государства. Коммерческая деятельность позволила филантропическим организациям преодолеть внезапные финансовые потери и держаться на плаву.
В российских реалиях социальное предпринимательство пока развивается скорее вопреки, чем благодаря. Отсутствие нормативных границ неизбежно превращает любой проект в «двойного агента», когда участники процесса вынуждены разыгрывать «фигуры» одновременно на полях коммерции и филантропии. Однако очевидные сложности самоопределения и регулирования не мешают зарождению в отечественной экономике нового тренда — социальной ответственности бизнеса.
Самое серьезное препятствие на пути социального предпринимательства в России — отсутствие институционного обозначения. В единственном документе государственного значения — приказе № 223 Минэкономразвития России — предмет разговора обозначен как «предпринимательская деятельность, направленная на решение той или иной социальной проблемы».
Тут и начинаются основные сложности: закон просто не рассматривает социальные проекты как отдельный вид деятельности. И по этой причине их попросту невозможно подсчитать и классифицировать. Социально значимые предприятия ведут «параллельную» жизнь, одновременно выступая в роли ООО и НКО, чтобы иметь возможность вести коммерческую деятельность и при необходимости использовать преимущества НКО. В «копилку» минусов отсутствия законодательного определения социального предпринимательства попадает отсутствие каких-либо льгот со стороны государства, а также бонусов от банков.
Однако на помощь социальному бизнесу приходит «старший товарищ» — бизнес крупный. Социальные проекты, как правило, успешны в привлечении инвестиций, поскольку изначально, сами по себе, «обаятельны и привлекательны» для потребителя: их продвижение вызывает симпатию и доброжелательный отклик, социально значимый продукт скорее покупается, реклама часто происходит благодаря эффекту сарафанного радио, из уст в уста, яркие начинания быстро оказываются на слуху.
В России много проблем социального характера, решению которых могут поспособствовать новые бизнес-проекты. Но в силу обозначенных проблем социальное предпринимательство на деле оказывается под силу лишь 1% компаний. Между тем в социальный бизнес приходят действительно яркие и талантливые предприниматели, чьи идеи по инновационному потенциалу и общественному значению ничуть не уступают западным моделям. Создание благоприятных условий для развития социального бизнеса даст бонусом массу преимуществ — от технологий до качественно нового уровня услуг и рынка занятости.
Пока же, в отсутствие законодательной базы, о социальный ответственности важно помнить на уровне каждой компании, будь то малый или крупный бизнес. В каждый офис должно прийти осознание ответственности перед обществом. Это может быть выражено в гарантиях качества производимых товаров и оказываемых услуг, создании новых рабочих мест или возможностей для партнеров, предоставлении бесплатных услуг. Социальная ответственность — неотъемлемая составляющая быстрого развития бизнеса: клиенты рассказывают об отличном сервисе другим потенциальным клиентам, партнеры приводят новых партнеров, сотрудники сообщают о перспективах и подключают к проекту друзей и знакомых. Социально значимые проекты давно стали неотъемлемой частью репутации успешных компаний.
Автор — общественный деятель, управляющий директор сети детских футбольных центров «Чемпионика»