Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин и Эрдоган обсудили ситуацию в Сирии
Мир
Италия стала крупнейшим торговым партнером России в ЕС
Мир
Кобахидзе заявил о провале попыток оппозиции устроить майдан в Грузии
Мир
Песков назвал тревожной ситуацию в Южной Корее из-за введения военного положения
Мир
Премьер Польши предсказал переломные события на Украине в ближайшие полгода
Мир
СМИ сообщили о новом разрыве кабеля между Швецией и Финляндией
Мир
ВВС США нанесли удары по территории Сирии в поддержку курдских формирований
Мир
Рютте указал на необходимость НАТО наращивать поставки военной помощи Украине
Общество
Фонд «Защитники Отечества» вручил премии семьям ветеранов СВО
Мир
СМИ сообщили об обсуждении в Европе прекращения огня на Украине
Мир
Министра обороны Украины вызвали в раду из-за скандала с бракованными минами
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о продвижении на часовоярском направлении
Мир
На Украине планируют ставить женщин на воинский учет
Общество
Боевик ВСУ получил 24,5 года за убийство мирного жителя в ДНР
Мир
Макрон исключил возможность ухода с поста президента Франции
Мир
Парламент Южной Кореи проголосовал за отмену военного положения
Общество
Суд оштрафовал Telegram на 4 млн рублей за отказ удалить запрещенный контент
Общество
Матвиенко призвала Минздрав разъяснить регионам переход на клинические рекомендации

Бизнес перед обществом в ответе

Эксперт Екатерина Панченко — о барьерах в развитии социально ответственного предпринимательства в России
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Социальное предпринимательство заявило о себе в России сравнительно недавно. Пока эта сфера не имеет четких концептуальных и законодательных границ, но тем не менее у игроков на этом рынке уже есть все шансы стать настоящими звездами бизнеса.

На Западе социальное предпринимательство приобрело популярность в 1980-е годы, трендсеттером стал Билл Дрейтон, основавший некоммерческий фонд «Ашока: Инновации для общества» с целью поиска и фондирования социальных предпринимателей по всему миру. Звездный час для бизнеса, в основе которого — микс коммерции и филантропии, наступил в 2006 году, когда за развитие социального предпринимательства впервые присудили Нобелевскую премию: самая почетная в мире награда досталась пионеру микрофинансирования и основателю организации Grameen Bank Мухаммаду Юнусу.

Нынешняя российская модель социального бизнеса примерно повторяет англо-американскую. В практике США социальные проекты регистрируются как некоммерческие, но получение прибыли ставится первоочередной задачей. Зарождению этого тренда в Америке способствовало сокращение финансирования благотворительных организаций со стороны государства. Коммерческая деятельность позволила филантропическим организациям преодолеть внезапные финансовые потери и держаться на плаву.

В российских реалиях социальное предпринимательство пока развивается скорее вопреки, чем благодаря. Отсутствие нормативных границ неизбежно превращает любой проект в «двойного агента», когда участники процесса вынуждены разыгрывать «фигуры» одновременно на полях коммерции и филантропии. Однако очевидные сложности самоопределения и регулирования не мешают зарождению в отечественной экономике нового тренда — социальной ответственности бизнеса.

Самое серьезное препятствие на пути социального предпринимательства в России — отсутствие институционного обозначения. В единственном документе государственного значения — приказе № 223 Минэкономразвития России — предмет разговора обозначен как «предпринимательская деятельность, направленная на решение той или иной социальной проблемы».

Тут и начинаются основные сложности: закон просто не рассматривает социальные проекты как отдельный вид деятельности. И по этой причине их попросту невозможно подсчитать и классифицировать. Социально значимые предприятия ведут «параллельную» жизнь, одновременно выступая в роли ООО и НКО, чтобы иметь возможность вести коммерческую деятельность и при необходимости использовать преимущества НКО. В «копилку» минусов отсутствия законодательного определения социального предпринимательства попадает отсутствие каких-либо льгот со стороны государства, а также бонусов от банков.

Однако на помощь социальному бизнесу приходит «старший товарищ» — бизнес крупный. Социальные проекты, как правило, успешны в привлечении инвестиций, поскольку изначально, сами по себе, «обаятельны и привлекательны» для потребителя: их продвижение вызывает симпатию и доброжелательный отклик, социально значимый продукт скорее покупается, реклама часто происходит благодаря эффекту сарафанного радио, из уст в уста, яркие начинания быстро оказываются на слуху.

В России много проблем социального характера, решению которых могут поспособствовать новые бизнес-проекты. Но в силу обозначенных проблем социальное предпринимательство на деле оказывается под силу лишь 1% компаний. Между тем в социальный бизнес приходят действительно яркие и талантливые предприниматели, чьи идеи по инновационному потенциалу и общественному значению ничуть не уступают западным моделям. Создание благоприятных условий для развития социального бизнеса даст бонусом массу преимуществ — от технологий до качественно нового уровня услуг и рынка занятости.

Пока же, в отсутствие законодательной базы, о социальный ответственности важно помнить на уровне каждой компании, будь то малый или крупный бизнес. В каждый офис должно прийти осознание ответственности перед обществом. Это может быть выражено в гарантиях качества производимых товаров и оказываемых услуг, создании новых рабочих мест или возможностей для партнеров, предоставлении бесплатных услуг. Социальная ответственность — неотъемлемая составляющая быстрого развития бизнеса: клиенты рассказывают об отличном сервисе другим потенциальным клиентам, партнеры приводят новых партнеров, сотрудники сообщают о перспективах и подключают к проекту друзей и знакомых. Социально значимые проекты давно стали неотъемлемой частью репутации успешных компаний.

Автор — общественный деятель, управляющий директор сети детских футбольных центров «Чемпионика»

Все мнения >>

Читайте также
Прямой эфир