Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
Число предложений японских авто с пробегом в РФ сократилось на треть
Экономика
Пополнение «Киви-кошелька» с телефона стало недоступно
Мир
Лавров назвал БРИКС одной из опор многополярного мира
Мир
Военный эксперт назвал причины краха ВСУ на фронте
Культура
Группа «Любэ» на своем юбилейном концерте исполнит песню ST «Дай ему сил»
Экономика
СМИ узнали о планах Danone продать бизнес в РФ компании из Татарстана
Общество
Президент Белоруссии Александр Лукашенко прибыл в Казань
Общество
Умер военный блогер Андрей Морозов
Происшествия
ФСБ задержала жителя Читы по подозрению в госизмене
Политика
Лавров рассказал о возможности восстановления отношений с Евросоюзом
Мир
Bloomberg указало на ухудшение настроений в Киеве на фоне успехов ВС РФ
Армия
Путин вручил госнаграды воинским частям Воздушно-космических сил
Общество
Бывшего главаря ОПГ задержали в Петербурге спустя 27 лет после убийств
Армия
Путин назвал героическими действия военных для перелома на сложных участках фронта
Мир
В МИД России не увидели заинтересованности США в мире на Украине

Бизнес перед обществом в ответе

Эксперт Екатерина Панченко — о барьерах в развитии социально ответственного предпринимательства в России
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Социальное предпринимательство заявило о себе в России сравнительно недавно. Пока эта сфера не имеет четких концептуальных и законодательных границ, но тем не менее у игроков на этом рынке уже есть все шансы стать настоящими звездами бизнеса.

На Западе социальное предпринимательство приобрело популярность в 1980-е годы, трендсеттером стал Билл Дрейтон, основавший некоммерческий фонд «Ашока: Инновации для общества» с целью поиска и фондирования социальных предпринимателей по всему миру. Звездный час для бизнеса, в основе которого — микс коммерции и филантропии, наступил в 2006 году, когда за развитие социального предпринимательства впервые присудили Нобелевскую премию: самая почетная в мире награда досталась пионеру микрофинансирования и основателю организации Grameen Bank Мухаммаду Юнусу.

Нынешняя российская модель социального бизнеса примерно повторяет англо-американскую. В практике США социальные проекты регистрируются как некоммерческие, но получение прибыли ставится первоочередной задачей. Зарождению этого тренда в Америке способствовало сокращение финансирования благотворительных организаций со стороны государства. Коммерческая деятельность позволила филантропическим организациям преодолеть внезапные финансовые потери и держаться на плаву.

В российских реалиях социальное предпринимательство пока развивается скорее вопреки, чем благодаря. Отсутствие нормативных границ неизбежно превращает любой проект в «двойного агента», когда участники процесса вынуждены разыгрывать «фигуры» одновременно на полях коммерции и филантропии. Однако очевидные сложности самоопределения и регулирования не мешают зарождению в отечественной экономике нового тренда — социальной ответственности бизнеса.

Самое серьезное препятствие на пути социального предпринимательства в России — отсутствие институционного обозначения. В единственном документе государственного значения — приказе № 223 Минэкономразвития России — предмет разговора обозначен как «предпринимательская деятельность, направленная на решение той или иной социальной проблемы».

Тут и начинаются основные сложности: закон просто не рассматривает социальные проекты как отдельный вид деятельности. И по этой причине их попросту невозможно подсчитать и классифицировать. Социально значимые предприятия ведут «параллельную» жизнь, одновременно выступая в роли ООО и НКО, чтобы иметь возможность вести коммерческую деятельность и при необходимости использовать преимущества НКО. В «копилку» минусов отсутствия законодательного определения социального предпринимательства попадает отсутствие каких-либо льгот со стороны государства, а также бонусов от банков.

Однако на помощь социальному бизнесу приходит «старший товарищ» — бизнес крупный. Социальные проекты, как правило, успешны в привлечении инвестиций, поскольку изначально, сами по себе, «обаятельны и привлекательны» для потребителя: их продвижение вызывает симпатию и доброжелательный отклик, социально значимый продукт скорее покупается, реклама часто происходит благодаря эффекту сарафанного радио, из уст в уста, яркие начинания быстро оказываются на слуху.

В России много проблем социального характера, решению которых могут поспособствовать новые бизнес-проекты. Но в силу обозначенных проблем социальное предпринимательство на деле оказывается под силу лишь 1% компаний. Между тем в социальный бизнес приходят действительно яркие и талантливые предприниматели, чьи идеи по инновационному потенциалу и общественному значению ничуть не уступают западным моделям. Создание благоприятных условий для развития социального бизнеса даст бонусом массу преимуществ — от технологий до качественно нового уровня услуг и рынка занятости.

Пока же, в отсутствие законодательной базы, о социальный ответственности важно помнить на уровне каждой компании, будь то малый или крупный бизнес. В каждый офис должно прийти осознание ответственности перед обществом. Это может быть выражено в гарантиях качества производимых товаров и оказываемых услуг, создании новых рабочих мест или возможностей для партнеров, предоставлении бесплатных услуг. Социальная ответственность — неотъемлемая составляющая быстрого развития бизнеса: клиенты рассказывают об отличном сервисе другим потенциальным клиентам, партнеры приводят новых партнеров, сотрудники сообщают о перспективах и подключают к проекту друзей и знакомых. Социально значимые проекты давно стали неотъемлемой частью репутации успешных компаний.

Автор — общественный деятель, управляющий директор сети детских футбольных центров «Чемпионика»

Все мнения >>

Прямой эфир