Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg сообщило о просьбе Турции отсрочить платежи за российский газ до 2024 года
Мир
Армения заявила об обстреле приграничных позиций со стороны Азербайджана
Политика
Депутат ГД назвал план Илона Маска по ситуации вокруг Украины отрезвляющим для Запада
Армия
Младший сержант подавил огонь боевиков и способствовал наступлению российских войск
Мир
Российский посол допустил инфляцию в 100% в Аргентине
Мир
ВКС РФ ликвидировали объекты террористов и 13 боевиков в Сирии
Мир
Американский экономист допустил вину США в диверсии на «Северных потоках»
Мир
Илон Маск опубликовал опрос о принадлежности Крыма и Донбасса
Мир
Экс-депутат бундестага предрек банкротство ФРГ в случае выплаты репараций Польше
Мир
Генпрокурор Швеции приняла решение оцепить место ЧП на «Северных потоках»
Мир
Немецкий эксперт предупредил ЕС о выигрыше РФ после введения потолка цен на нефть

Не числом, а умением

Публицист Анатолий Вассерман — о правде подвига в фильмах о войне
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Не так давно я установил личный рекорд: заплатил за кинопросмотр 5 тыс. рублей. Именно столько я внес еще в 2013 году на сайте «Бумстартер» в объявленный Андреем Геннадьевичем Шальопой сбор средств на съемку под его руководством фильма по его же сценарию «28 панфиловцев». И на днях посмотрел готовый результат. Чего и всем читателям желаю.

Надеюсь, что большинство зрителей купит билеты существенно дешевле, ибо пойдет в обычные кинотеатры, а не как я — в служебный кинозал Министерства культуры России. Оно непосредственно причастно к работе. Первые 3 млн рублей, собранных добровольцами, ушли на создание трейлера — краткого видеоматериала, отражающего ключевые, по мнению авторов, идеи намеченного творения. Увидев его, добровольцы собрали еще 30 млн на основные съемки. Перечень фамилий и сетевых псевдонимов дарителей занимает в финальных титрах несколько минут. Убедившись в народном стремлении к экранизации легенды, министерство дало свои 30 млн на завершение съемок и постпродукцию — видеоэффекты, монтаж, озвучание...

Министерское благоволение вызвало бурное негодование тоталитарной секты «либералы». Ведь у либералов положено считать рассказ о сражении 28 воинов 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково советской пропагандистской фантазией.

В бытность свою директором Государственного архива РФ Сергей Владимирович Мироненко обнародовал в качестве рассекреченной сенсации давно известные и неоднократно опубликованные материалы Главной военной прокуратуры, в 1948 году установившей, что первые — в том же ноябре 1941-го — публикации основаны не на результатах бесед с непосредственными участниками (их в тех публикациях объявили поголовно погибшими), а на рассказах командиров и комиссаров других подразделений.

Документы эти полны ошибок, в том числе и в перечне участников боя, и потому не могут быть основанием ни для состоявшегося по горячим следам посмертного награждения, ни для каких бы то ни было иных официальных действий. Даже фраза «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» принадлежит не политруку Василию Георгиевичу Клочкову, а журналисту Александру Юрьевичу Кривицкому (в фильме она не приведена дословно, но эта мысль вмонтирована в одно из обращений Клочкова).

Никто не отрицает сам факт длительных и в целом успешных боев, которые вела против 2-й и 11-й немецких танковых дивизий 316-я стрелковая дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова, сформированная в Алма-Ате — столице Казахской ССР и Фрунзе — столице Киргизской ССР.

Но, как обычно, дьявол кроется в деталях.

И бойцов в 4-й роте второго батальона 1075-го стрелкового полка было в тот день не 28, а 140, и танков уничтожено не 18, а — по разным немецким отчетам — от 4 до 8... Из этого делается вывод: раз первые публикации неточны — значит, и обсуждать вовсе нечего.

Репортажи о ходе боевых действий в принципе не могут быть безупречны: ни один очевидец не может охватить взглядом всё событие со всех сторон, а часть сведений просто погибает вместе со своими носителями. Военная истина устанавливается не словом, а делом: побеждает, как правило, тот, кто совершает меньше ошибок, чем противник.

По этому критерию правда на нашей стороне. И не только по факту нашей победы, но и по ее цене. Как установлено позднейшими исследованиями, Вооруженные силы СССР в результате боев потеряли 8,5–9 млн человек, еще около 2,5 млн не вернулись из плена. А общие демографические потери СССР — 26,5–27 млн — связаны в основном с методичным уничтожением граждан СССР на оккупированных территориях.

Потери Германии — вопреки легендам о безупречном немецком порядке — учтены несравненно хуже: по достоверным документам установлена гибель 2,8 млн военнослужащих, минимальная оценка по косвенным данным — 4,2 млн, а сравнение общего числа мобилизованных с общим числом военнослужащих на момент капитуляции дает потери не менее 6 млн. Вдобавок на советском фронте погибло около 1 млн из союзных Германии вооруженных формирований — от венгерских, румынских, финских регулярных войск до норвежских, польских и французских добровольцев. Да еще до сотни тысяч граждан СССР, оказавшихся разными путями на немецкой стороне, но вошедших в наши потери.

Таким образом, наши боевые потери немногим больше, чем у противника: вопреки расхожей легенде, мы воевали не числом, а умением.

Фильм очень точно показывает многие составляющие этого умения. Тут и личный опыт, передаваемый из уст в уста, и тренировка бойцов на макетах, и напряженное обустройство укрытий и ложных позиций, и четкое взаимодействие разных подразделений и видов оружия... Это не позднейшая фантазия, а сведения из всё тех же документов военного времени. В том числе и со стороны противника, куда наши военные корреспонденты тогда никак не могли заглянуть, да воспоминаний тех, чьими потом и кровью написаны документы.

Авторы фильма не вступают в споры «а был ли мальчик». Они — так же спокойно, умело, методично, как их персонажи, — рисуют полную и достоверную, насколько это вообще возможно в исторической науке, картину, части которой когда-то по клочкам собирали советские военные корреспонденты. Это картина столкновения двух громадных сложнейших машин, состоящих из миллионов людей. Сакраментальное число 28 звучит в контексте, где вполне понятны и размах событий, и роль каждого их участника.

Художественные достоинства живописать не буду: я не искусствовед. Отмечу только, что из-за организационной накладки (в рабочих просмотрах такое случается) первый час фильма посмотрел дважды — оба раза с одинаковым вниманием и удовольствием.

Война, подобная Великой Отечественной, для нас в обозримом будущем вряд ли возможна: ракетно-ядерный щит, выкованный под руководством Лаврентия Павловича Берии, Сергея Павловича Королёва и Игоря Васильевича Курчатова, отрезвляет любого агрессора. Поэтому против нас употребляют другие военные средства — от массированной клеветы до попыток устройства внутренних беспорядков. Нам предстоит еще не раз искать новые способы усмирения врагов. «28 панфиловцев» учат, как находить свое место в общем строю защитников Родины.

Все мнения >>

Читайте также
Реклама
Прямой эфир