«Я не знаю, что такое одесский юмор»


В прокат выходит комедия «День выборов 2» — продолжение всенародно любимого фильма о приключениях кандидата на губернаторский пост и команды с «Как бы радио». Исполнитель одной из главных ролей Леонид Барац рассказал «Известиям» о том, как прошла премьера, и о новом документальном проекте.
— На днях прошла премьера фильма «День выборов 2», который скоро выходит в прокат. Вам понравилась первая реакция зрителей в зале?
— Премьера была в кинотеатре «Москва», где много маленьких разрозненных залов. Я бегал туда-сюда и понимал, что в больших залах — а у нас было уже два показа на кинорынках — реакция была в разы сильнее. Наверное, надо было собирать всех гостей на премьеру тоже в большом общем зале. Когда зал на 500 мест дружно хохочет и аплодирует, это производит впечатление. А здесь где-то смеялись, где-то нет, да и публика была помпезная… Но я доволен тем, что пришло много народа, в том числе и журналистов. Надеюсь, получилось то, что называется «громкая премьера», — чтобы зрители услышали и пришли в кино.
— Сами как чувствуете — удалось сохранить градус юмора, который был в первой части?
— Мне кажется, да. Много шуток, фильм вышел летящий, веселый, легкий. Точно не хуже первой части. Но тут каждый должен посмотреть и сам решить.
— Что в «Дне выборов 2» самое смешное?
— Там есть несколько пиков. Мне очень нравится момент с актером Тимофеем Трибунцевым, который играет дублера нашего кандидата. У меня есть очень смешной эпизод с Лешей Макаровым — встреча наших героев в Москве. Словом, много забавного.
— Насколько известно, вы сейчас принимаете участие еще в одном кинопроекте: документальной картине «Интонации большой Одессы», на которую сейчас собирают средства Михаил Жванецкий и другие известные одесситы…
— Меня попросили принять участие в этой картине, и я это сделал, как и большое количество бывших одесситов. Хотя одесситы бывшими не бывают. Идея фильма прекрасна, и если это будет снято толковыми людьми, то может получиться интересный проект. Я в интервью для этого фильма рассказывал про свое детство, про любимые места, про ту Одессу, которую помню.
— Но город сильно поменялся, теперь это вообще другая страна.
— Да, Одесса изменилась, но всё равно осталась очень красивым и любимым городом тех, кто в ней родился. В Одессе сохранилась ее неповторимая атмосфера, носителями которой являются даже те люди, что давно оттуда уехали. Насчет другого государства — это так, и тут ничего не поделаешь. Вообще, если честно, мы с Украиной близнецы, причем в плохом смысле. Все проблемы и комплексы у обеих наших стран одинаковы. Может, с разной подоплекой, но именно в отрицательных сторонах мы похожи. И по-прежнему в Одессе живет масса замечательных людей, которые любят и ценят свой город.
— А вы часто там бываете?
— Стараюсь. И летом месяц провести, и за год 3–4 раза выбраться.
— С другими одесситами в Москве часто встречаетесь? Есть у всех ваших земляков общая черта?
— С одним точно — это Ростислав Хаит, мой друг детства, с которым мы вместе в спектаклях и фильмах участвуем. Вообще Одесса это огромный город, и жители там, как и везде, разные. Но у всех одесситов есть одна особенность — теплота и умение быстро наладить контакт с людьми. Помню, я, когда приехал в Москву, был удивлен, что никто здесь не смотрит друг другу в глаза: все идут мимо, не замечая других. В Одессе часто к тебе подходит человек и даже без «здрасьте» начинает рассказывать о своих делах. Там люди более открыты.
— И, конечно, много знаменитого одесского юмора…
— Да я вообще не знаю, что такое «знаменитый одесский юмор». Из Одессы вышло много ярких и остроумных людей. Но тот архетипичный юмор, который приписывают одесситам, привозно-молдаванский, он уже стал каким-то омертвевшим, как анекдоты про Габрово. Это скорее пародия, когда москвичи или петербуржцы играют какую-нибудь тетю Соню, вроде роли Крючковой в «Ликвидации». Игра на одесском колорите. Конечно, такие люди еще случаются в Одессе, но я носителем этого юмора не являюсь. Когда сразу с характерным акцентом начинают: «Скажите-таки, пожалуйста, шо ви делаете». Правда то, что в Одессе постоянно шутят. Иногда даже говорят без цели пошутить, но это звучит остроумно. Наверное, это я оттуда и вывез: говорить только тогда, когда это имеет смысл, и говорить остроумно.