Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин указал на рост товарооборота РФ и Монголии на четверть с начала 2025 года
Происшествия
Средства ПВО отразили попытку еще пяти БПЛА атаковать Москву
Мир
Белоусов заявил о плане РФ и Абхазии сформировать общее пространство обороны
Мир
Захарова назвала отказ прибалтийских стран в пролетe спецборта Вучича вопиющим
Мир
СМИ сообщили об истощении запасов техники на складах НАТО из-за помощи Украине
Мир
Президент Эфиопии примет участие в параде Победы в Москве 9 мая
Общество
«Аэрофлот» предупредил об отмене или объединении ряда рейсов
Мир
Путин и Мадуро подписали договор о стратегическом партнерстве РФ и Венесуэлы
Общество
Ко Дню Победы в Курске появится мурал с изображением георгиевской ленты
Мир
Американский режиссер Стоун заявил о своем желании посетить парад Победы в Москве
Экономика
Нефтегазовые доходы РФ составили более 1,085 трлн рублей
Мир
США просили Украину принимать депортированных из страны мигрантов
Общество
Перед отправкой «Поезда Победы» на вокзале Курска прошел торжественный митинг
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Липовое в ДНР
Мир
Токаев призвал не искажать правду о победе в Великой Отечественной войне
Мир
Путин отметил вклад Кубы в дело борьбы с нацизмом
Пресс-релизы
Участники программы «Время героев» примут участие в ПМЭФ-2025

Недорогие мои старики

Бывший вице-премьер Украины и экс-глава Нацбанка Сергей Арбузов — о последствиях введения киевскими властями обязательной накопительной пенсионной системы
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Украинское правительство внесло в парламент законопроект об изменении пенсионной системы в стране. По задумке чиновников, реформа должна создать альтернативу нынешней солидарной пенсионной системе, терпящей крах из-за демографических реалий и скудных финансовых возможностей государства. Однако, внимательно ознакомившись с сутью документа, становиться понятно – альтернатива не станет панацеей.

Чиновники спешат. Дата запуска обязательной накопительной пенсионной системы назначена на 1 января 2017 года. Хотя, очевидно, что ее нужно сдвинуть хотя бы на два года вперед. Переходить ко второму этапу пенсионной реформы рационально только в фазе устойчивого экономического роста. Кстати, в украинском законодательстве есть норма, согласно которой переходить ко второму уровню пенсионной системы можно только тогда, когда два года подряд рост ВВП составляет не менее 2%. А даже по официальным (обычно не выполнимым из-за чрезмерного оптимизма)  прогнозам, в 2016 году украинская экономика вырастет лишь на 2%, и это после 12% падения за 2014–2015 годы. Планировать переход к накопительной пенсионной системе только в зародыше восстановления экономики – плохая идея.

Впрочем, такую спешку  не сложно объяснить. Министр  социальной политики Павел Розенко уже заявил, что в первый год накопительной системы к ней присоединятся 6 млн украинцев, что позволит привлечь 5 млрд грн. Именно эти деньги, очевидно, и привлекают чиновников, неспособных создать элементарные условия для того, чтобы люди добровольно инвестировали в страну свои сбережения.

Фактически же, навязывая  пенсионную реформу, власти обманывают людей, поскольку будущему пенсионеру, в отличии от правительства, реформа  никаких выгод не несет. При  нынешнем уровне социальных стандартов, в последний раз повышавшихся в 2013 году, человек за всю свою трудовую жизнь сможет накопить  очень незначительную сумму.

По последним известным  официальным данным, средняя зарплата  в Украине в 2016 году составит 4367 гривен в 2016 году и 4935 гривен в 2017 году. Отчисления в накопительную  систему в среднем составят 5% (2% в 2017 с повышением до 7% в 2022). Значит, исходя из современного уровня  зарплаты в примерно 5 тысяч гривен, за 35 лет трудового стажа гражданин  сможет накопить лишь 140 тысяч  гривен (меньше 7 тысяч долларов по  нынешнему курсу). И это без учета инфляции. Конечно, в масштабах  государства, которое станет бенефициаром  этих огромных средств, и эта сумма хороша. Но для простого человека проблема выживания  на пенсии решена не будет. Для этого вместе с пенсионной  реформой нужно проводить и  реформу оплаты труда, и развития  бизнеса, и детенизации экономики.

Следующая проблема  – неразвитый финансовый рынок, отсутствие инструментария вложений  длинных денег. Украинский финансовый  сектор более чем на 90% состоит  из банковской системы, остальные  его участники пока заметной  роли в экономическом развитии  не играют. Доверие же к банкам  уничтожено. Доверие к национальной  денежной единице подорвано. Инфляционные  процессы слабо контролируемые. И вовсе не понятно,  в какие институты финансового рынка будут вкладываться деньги пенсионеров, кроме государственных бумаг страны-банкрота.

Не приходится говорить  и об институциональной готовность  самого государства. Ему еще предстоит  определиться: кто будет осуществлять  надзор за управляющими пенсионными  деньгами, кто будет нести ответственность за защиту пенсионных вкладов. Ответа на эти вопросы проект правительства не дает.

Пенсионные средства  — это не те средства, с которыми можно играть, экспериментировать, создавая новые инвестиционные  продукты, инструменты. Понимая это, украинское правительство и не торопилось  с введением второго, накопительного, уровня пенсионной системы. За  последние 10 лет Украина переживает  второй серьезный экономический  кризис. Если брать период с  начала 2000-х, то цены увеличились  более чем в 5 раз. Поторопись мы провести реформу, пенсионные средства были бы просто «съедены».

Смысл пенсионной реформы  не только в том, чтобы сбалансировать доходы и расходы Пенсионного  фонда или помочь правительству привлечь деньги в экономику. Куда важнее – создать справедливую систему пенсий, дающую возможность не доживать, а жить в преклонном возрасте. Предложенная нынешней  властью концепция пенсионной  реформы эту задачу выполнить не в состоянии.


Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности