Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
В Москве начала работу ярмарка современного искусства Art Russia
Общество
Экс-министр здравоохранения Ростовской области приговорена к 4,5 года колонии
Мир
В Нью-Йорке протестующие пацифисты прервали выступление Байдена
Мир
В Польше подняли в небо авиацию из-за якобы активности России
Наука и техника
Ракету-носитель со спутником ДЗЗ «Ресурс-П» №4 установили на стартовый стол Байконура
Общество
Четвертую скважину на руднике «Пионер» не смогли пробурить до расчетной глубины
Мир
Палестинские дети запустили воздушных змеев в Газе в знак стремления к миру
Мир
Байден заявил о готовности ряда стран Персидского залива признать Израиль
Мир
Выживший при ударе танка ВС РФ по Bradley пленный ВСУ рассказал об атаке
Интернет и технологии
Более 124,4 тыс. материалов было удалено соцсетями в 2023 году по требованию РКН
Общество
Жителя Хабаровского края осудили на семь лет за похищение женщины
Спорт
Боец MMA Минаков рассказал о своей мотивации для возвращения в спорт
Мир
Полянский указал на ухищрения НАТО для избежания обсуждения в ООН
Мир
Польша и Литва не пропустили транзитом автобус с детьми из Молдавии
Экономика
РФ установит срок возврата средств из совместных с иностранцами проектов
Армия
В зоне СВО начали применять взрывающийся при попадании к противнику дрон

Андрей Звягинцев вновь в списке лауреатов

67-й международный фестиваль в Канне раздал призы
0
Андрей Звягинцев вновь в списке лауреатов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Валерий Мороз
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За исключением одной странности — непопадания в список фильмов-победителей «Двух дней, одной ночи» братьев Дарденн — 67-й Каннский фестиваль завершился без сенсаций. Все картины, ставшие призерами, еще до заключительной церемонии фигурировали в негласном списке фаворитов. Правда, предсказать, каким образом жюри под председательством Джейн Кэмпион расставит их по ранжиру, не мог никто.

В результате «Золотую пальмовую ветвь» из рук Квентина Тарантино и Умы Турман получил турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан, автор изумительного фильма «Зимняя спячка», о котором «Известия» уже подробно писали как об одном из главных кандидатов на победу. Турецкая картина, снятая по мотивам рассказов Чехова, — это дань русской классической литературе, ее темам и характерам, которые универсальны. И хотя действие фильма Джейлана происходит в наши дни в провинции Каппадокия, чеховские по духу и смыслу разговоры, которые ведут главные герои долгими зимними вечерами, равно как и достоевские страсти персонажей второстепенных — гордых, но находящихся в стесненных обстоятельствах людей, — кажутся абсолютно современными и актуальными.

Джейлан, накануне завершающей церемонии получивший также приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, говорит, что чеховские персонажи и чеховские мотивы вели его за собой. И хотя в результате получилась совершенно самостоятельная история, без русской классики она бы не возникла.

Продолжением темы великой русской литературы стал приз за сценарий, врученный Андрею Звягинцеву, чей «Левиафан» замыкал конкурс этого года (официальная премьера состоялась в пятницу поздно вечером, а прием по случаю премьеры, собравший большое количество знаменитостей, в том числе и специально приехавших в Канн «на Звягинцева», — уже глубокой ночью).

При всей остроте и злободневности «Левиафан», сценарий к которому Звягинцев написал в соавторстве с Олегом Негиным, как и многие важные произведения отечественного искусства, «вышел» из гоголевской «Шинели». Тема маленького человека в столкновении с враждебными обстоятельствами, государством, судьбой — основная тема фильма.

Приз «Левиафану» за сценарий — это награда за точное, глубокое и бесстрашное осмысление современной российской действительности, которое есть в фильме Звягинцева и которое действительно поражает.

В центре сюжета — обычная, ничем не выдающаяся семья: вдовец (Алексей Серебряков), его вторая жена (Елена Лядова) и сын-подросток от первого брака. Прямо на берегу Баренцева моря стоит построенный собственными руками героя дом, где и обитает семья. Здесь же, в этих краях, жили их деды и прадеды. Но в один прекрасный момент герою сообщают, что дом и землю изымают под федеральные нужды. А ему собираются выплатить компенсацию: как и бывает в большинстве подобных случаев, в несколько раз меньшую, чем рыночная стоимость собственности.

Герой пытается сопротивляться, на помощь к нему приезжает друг-адвокат из Москвы (Владимир Вдовиченков), и не с пустыми руками, а с нарытым на местного мэра убийственным компроматом. И мэр (блистательная роль Романа Мадянова) сначала сильно пугается — настолько, что даже готов отступить. Но потом берет себя в руки и мстит за пережитый страх так, что буквально стирает с лица земли и дом, и его обитателей.

Фильм со схожей сюжетной коллизией — человек не хочет уходить со своей земли — полтора года назад снял Борис Хлебников, и даже примерно в тех же местах, где снимался «Левиафан». Но Звягинцев в своих размышлениях о природе власти, об отношениях человека и государства, о роли современной православной церкви в жизни страны идет дальше.

На пресс-конференции режиссера спрашивали, не боится ли он, что фильм не выпустят на экраны, а сам он подвергнется преследованиям. Но Звягинцев и вся его команда, которые вели себя исключительно достойно, живо и искренне отвечали на все вопросы, не «повелись» ни на один из провокационных.

Звягинцев отметил, что всегда снимал всё что хочет, никогда не ощущал давления на себя, что и дальше собирается жить и работать в России. («Левиафан» снят при господдержке, по словам продюсера фильма Александра Роднянского, примерно 35% бюджета картины — это деньги Минкультуры и Фонда кино.)

Режиссер также рассказал, что перед отъездом в Канн показал фильм министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Тот отметил: «Картина талантливая, но мне не нравится».  

— Я понимаю министра, — заметил Звягинцев. — У него есть важная задача: он хочет сделать жизнь в стране лучше. Но он переносит это на кинематограф, полагая, что фильмы должны быть исключительно позитивными и жизнеутверждающими. А мне так не кажется.

Любопытная рифма к этой теме возникла сразу после пресс-конференции Звягинцева, когда в этом же зале на вопросы отвечал Квентин Тарантино — почетный гость фестиваля. По его словам, Голливуд времен его юности исходил из того, что главный герой просто обязан быть положительным, что позитив, моральный пример и прочее — исключительно важные вещи в кинематографе. Режиссер заявил, что его «это так бесило», что «из чувства вины» он «стал снимать фильмы про плохих парней».

С точки зрения Тарантино, волна подражаний «Бешеным псам» и «Криминальному чтиву», которая накрыла мир в 1990-е, — на самом деле не подражание, а ответ на запрос времени, который он просто ощутил раньше других.

Возвращаясь к «Левиафану», у Джейн Кэпмион уже после вручения призов спросили: означает ли награда российской картине некий политический жест? Она ответила, что «Левиафан» произвел большое впечатление на жюри, но не был воспринят как политический фильм. Скорее как современный парафраз библейской истории об Иове — человеке, на чью голову обрушилось бессчетное количество испытаний.

Поздравления создателям «Левиафана» прислал Союз кинематографистов России. По мнению Никиты Михалкова, каннский приз картине — «свидетельство жизнеспособности нашего кино, разного и многоликого».

Приз Канна-2014 «Левиафану» означает еще и то, что Звягинцев сохраняет свой уникальный статус: режиссера, чьи фильмы всегда привозят награды с больших фестивалей («Возвращение» — из Венеции; «Изгнание», «Елена», «Левиафан» — из Канна). 

Приз фестиваля за режиссуру получил американец Беннет Миллер. Его Foxcatcher («Охотник на лис») — фильм, где под видом спортивной драмы рассказана история жесточайшего психологического поединка между героями, — также числился в фаворитах. «Известия» предрекали ему награду за лучшую мужскую роль, и, действительно, выйдя на сцену, Миллер первым делом поблагодарил исполнителей трех основных ролей: Ченнинга Татума, Стива Карелла и Марко Руффало — за безукоризненную и точную работу.

Но мужская актерская «Пальма» досталась британцу Тимоти Споллу — исполнителю главной роли в замечательном «Мистере Тернере» Майка Ли. К этой роли он готовился несколько лет, занимаясь живописью и изучая мельчайшие подробности из жизни своего героя. Благодарственная речь Сполла оказалась самой длинной и самой взволнованной за всю церемонию. Он рассказал, в частности, что, когда 18 лет назад в Канне победил другой фильм Майка Ли с его участием — «Тайны и ложь», — он не мог приехать на фестиваль, потому что проходил курс лечения от онкологии.

— И вот я выжил, я здесь, и в руках у меня приз! — завершил свою речь Сполл, сообщив также, что предложение срочно вернуться в Канн и присутствовать на церемонии застало его в воскресенье утром за самым прозаическим занятием: он у себя дома пробивал засор в водопроводе и был весь перемазан какой-то жирной дрянью.

Манера фестиваля созывать победителей, которые к дню церемонии, как правило, уже покидают Канн, буквально за несколько часов до вручения призов, — это, конечно, жестко. Но так происходит из года в год, и почти все успевают к красной дорожке. 

Однако Джулианна Мур в этом году не успела, а скорее всего, даже не ожидала, что женская актерская «Пальма» достанется именно ей: за роль истеричной стареющей голливудской звезды в «Звездной карте» (Maps to the Stars) Дэвида Кроненберга.

Гран-при фестиваля получила итальянка Аличе Рорвахер за свою пастораль «Чудеса». («Известия» предсказывали, что Джейн Кэмпион не оставит этот фильм без награды, но то, что «Чудесам» достанется второй по значению приз фестиваля, — все-таки неожиданность).

Жюри разделило свой спецприз между самым молодым и самым маститым участниками конкурса: этой награды удостоились Ксавье Долан и Жан-Люк Годар.

«Мамочка» (история отношений 45-летней яркой женщины и ее сына — трудного подростка) пятый по счету фильм канадца Ксавье Долана, который в свои 25 лет имеет уже внушительный список побед. Внешность и харизма наверняка в самое ближайшее время превратят его в режиссера-звезду.

83-летний Жан-Люк Годар, чей фильм «Прощай, язык» — по сути, констатация смерти того киноязыка, на котором говорило поколение Годара, — в Канн не приехал. И в его судьбе этот приз вряд ли много значит. 

Комментарии
Прямой эфир