Вячеслав Фетисов и Антон Чехов стали героями Канна

Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» будет показан в Канне вечером 23 мая, но уже сейчас, за несколько дней до главной российской премьеры, на фестивале можно расслышать отчетливый русский акцент.
Вечером в пятницу прошел спецпоказ внеконкурсного фильма «Red Army», продюсер которого — Вернор Херцог, а режиссер — сын эмигрантов из СССР, живущий и работающий в США 30-летний Гейб Полски. Картину представил директор фестиваля Тьерри Фремо, заявив, что это выдающаяся работа о выдающемся персонаже, известном во всем мире как Слава.
Слава, то есть Вячеслав Фетисов, горячо встреченный аудиторией, сказал, что не воспринимает эту картину только как фильм о себе — скорее, как историю об обычном мальчишке, родившемся в очень бедной семье и мечтавшем играть за национальную сборную. И о том, как эта мечта сбылась.
И конечно же это фильм об эпохе, частью которой стал рожденный в 1958 году Фетисов. О том, как, уехав играть в НХЛ из одной страны, он вернулся в другую, как пережил этот слом и каким человеком стал.
Событийно «Красная армия» (имеется в виду клуб ЦСКА, но в названии кроется и метафора) во многом является продолжением «Легенды № 17», но информации в документальном фильме больше. И зачастую она куда более жесткая.
Мы узнаем, например, что советские спортсмены по девять месяцев в году жили в лагерях, оторванные от семьи и лишенные частной жизни. Что великий тренер Анатолий Тарасов был хорошим шахматистом и завсегдатаем Большого театра и перенес многое из шахмат и балета на хоккейное поле. Что после того как Тарасов попал в опалу, новый тренер команды, Виктор Тихонов, был назначен на эту должность самим главой КГБ Юрием Андроповым. Что после силовых тренировок у Тихонова хоккеисты писали кровью и что личные, семейные обстоятельства игроков не принимались в расчет. Что когда уже в перестройку Фетисов публично заявил о разрыве с Тихоновым, перед ним, всемирно известным хоккеистом, закрылись все двери.
Увлекателен рассказ Фетисова о том, как непросто дался ему американский контракт. Ведь по тогдашним правилам советскому игроку, выступающему за зарубежный клуб, была положена зарплата в $1 тыс., остальной гонорар сдавался в посольство. Фетисов отказался от этих условий, считая их унизительными. Затем отказался от предложенных ему 10, 20, 30%. Все его друзья, договорившиеся с властями, уже давно улетели в Северную Америку, а Слава оставался дома и стоял на своем. И добился-таки от самого министра обороны Язова своего увольнения из рядов армии, получил паспорт и из фактически крепостного превратился в свободного человека.
Но самое интересное, что при всем своем свободолюбии, при всей готовности сражаться с чиновниками и дебильными правилами герой фильма остается таким же патриотом, каким был в юности. «Красная армия» — фильм об абсолютно мужском характере, большой редкости по нынешним временам.
Буквально за час до представления «Красной армии» закончился показ фильма, который открыл список очевидных претендентов на главную награду и который пронизан темами из русской классической литературы. Картина «Зимняя спячка» турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, любимца Канна, уже имеющего в своей коллекции два Гран-при и награду за режиссуру, снята по мотивам рассказов Чехова — о чем сообщают финальные титры.
Задолго до них, с самых первых кадров, становится понятно: ты смотришь фильм по Чехову, но не экранизацию какого-то конкретного произведения, а историю его любимых, много разговаривающих и рефлексирующих героев, перенесенную в другое время и в другую страну. В какой-то момент в Чехова вклинивается Достоевский с его темой униженных и оскорбленных, и, честное слово, современный кинематограф не знает другого режиссера, столь тонко и точно работающего с русской классикой, как это делает уроженец Стамбула, 55-летний Нури Бильге Джейлан.
По хронометражу (3 часа 16 минут, а отснято было 200 часов) «Зимняя спячка» больше похожа на пьесу, чем на фильм, по диалогам — тоже. Но главное, Джейлану удалось передать то, что возникает лишь в лучших чеховских постановках: когда физически ощущаешь, как за всеми этими вроде бы малозначительными разговорами, чаепитиями, ссорами-примирениями идет неслышное течение жизни.
Каннская программа всегда строится на рифмах и параллелях. И «Зимняя спячка» — не прямо, но каким-то глубоким и органичным образом — перекликается с «Мистером Тернером» англичанина Майка Ли.
Как и Джейлан, Ли — частый гость Канна («Золотая пальмовая ветвь» за «Секреты и обманы»). Герой его нового фильма — великий британский живописец Уильям Тернер, замечательно сыгранный Тимоти Споллом.
Майк Ли не маркирует действие титрами с обозначением года. Жизнь Тернера — его работа, общение с домашними и коллегами, связь со служанкой, поездки на натуру в городок Маргейт, где у него возникает роман с хозяйкой пансиона, — проходит перед зрителем сплошным потоком. И за всей этой обыденностью, повседневностью, составляющей сердцевину существования любого человека, будь он гений или посредственность, так же, как в фильме Джейлана, на чувственном уровне ощущается ход времени.
На пресс-конференции Майка Ли спросили, как он понимает природу спиритуального в творчестве Тернера. Тот сначала поиронизировал над напыщенностью вопроса, но потом все-таки ответил: духовное — это способность художника видеть за тем, что изображено на его холстах, нечто большее.
Попытку исследовать природу творчества предприняли и авторы конкурсного фильма «Сен Лоран» — ведь в ХХ веке мода стала полноправным видом искусства. В отличие от более сглаженной версии жизни великого модельера, поданной в другом, недавно вышедшем фильме о Сене Лоране, здесь есть все: наркотики, алкоголь, сцены гомосексуальной любви, депрессия, социопатия. Но сложить историю в единое целое, приготовить законченное блюдо из этого гламурно-порочного варева режиссеру Бертрану Бонелло не удается.
Впрочем, у фильма на фестивале нашлось немало поклонников. С чем трудно поспорить, так это с удивительным внешним сходством исполнителя главной роли Гаспара Ульеля и его героя, и с тем, что Ульель, похоже, хороший актер. Оказалось, кстати, что на роль Сена Лорана его приглашал еще Гас Ван Сент, когда собирался снимать фильм о французском модельере. Жаль, что не снял.
Между тем в Канн начинает съезжаться группа «Левиафана». В субботу прилетел продюсер Александр Роднянский, пришел на торжественный ужин в честь 90-летия «Роскино» (ранее — «Совэкспортфильм»), а оттуда — прямо в кино: смотреть конкурсные «Дикие истории», блестящую черную комедию, спродюсированную Педро Альмодоваром и снятую аргентинским режиссером Домианом Шифроном.
За день до Роднянского в Канне появилась исполнительница главной женской роли в «Левиафане» Елена Лядова. Она уже презентовала в Российском павильоне другой проект со своим участием: «Орлеан» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова. Сам Прошкин сейчас в Крыму, на съемках, а будущий фильм вместе с Лядовой представили продюсеры Игорь Мишин и Елена Романова.
Судя по нарезке из отснятого материала, это будет смесь философской притчи и гротескной комедии в духе Коэнов. Помимо Лядовой, которая на протяжении нескольких минут ролика успела предстать в самых разных образах, главные роли в фильме исполнили Виктор Сухоруков и Виктор Хаев.
«Орлеан» стал кульминацией презентации под названием «В фокусе — новое российское кино», где также были представлены «Мой маленький» — новая работа Сергея Дворцевого (лауреат главного приза каннского конкурса «Особый взгляд» за фильм «Тюльпан»), проект документального и игрового фильма о Рудольфе Нурееве, «Комбинат «Надежда» Наталии Мещаниновой и «Архипелаг» Татьяны Воронецкой.
Еще 10 названий организаторы включили в презентацию проектов в поисках копродукции. Тут и «Собаки. Старость. Смерть» фестивального любимца Дмитрия Мамулии, и киноальманах «Свидетели» Константина Фама, посвященный памяти жертв Холокоста (первую его часть, «Туфельки», Фам с успехом показал осенью на кинорынке в Лос-Анджелесе, где он питчинговал проект в целом), и «Исчезновение» — полнометражный дебют Тимофея Жалнина, наделавшего много шуму своей короткометражкой «F5».
В прошлом году Жалнин вместе с другими молодыми режиссерами, успешно дебютировавшими в коротком метре, уже был гостем Канна. В этом году «Роскино» и «Аэрофлот» повторили акцию: снова привезли участников альманаха короткометражек Global Russians, чтобы они могли представить здесь свои проекты и увидеть собственными глазами, как устроен главный кинофестиваль мира.
В воскресенье в Российском павильоне — день памяти Алексея Балабанова. А накануне в Канне было объявлено, что второй выпуск проходящего в Швейцарии фестиваля Kino будет включать ретроспективу Балабанова. Откроется же Kino «Левиафаном» Звягинцева.