Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Таиланде одобрили проект письма о намерении страны вступить в БРИКС
Общество
С начала 2024 года Роскомнадзор заблокировал 30 тыс. мошеннических сайтов
Экономика
Прибыль девелоперов предложили ограничить из-за роста цен на жилье
Мир
Байден посетит Францию по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии
Общество
СДЭК могут обязать выплатить неустойки за задержку посылок
Мир
Лидера партии «Шанс» Лунгу выпустили из аэропорта Кишинева после задержания
Политика
Лукашенко подписал закон о приостановке действия ДОВСЕ
Общество
Боевик РДК оказался участником самой радикальной секты сатанистов
Общество
В Росавиации назвали причину экстренной посадки Ми-8 в Мурманской области
Общество
Вдова военкора «Известий» Еремина напомнила о его ключевом качестве
Спорт
ФК «Рубин» продлил контракт с главным тренером Рашидом Рахимовым до 2026 года
Мир
В Армении приостановили вещание российского Первого канала
Спорт
Погодин и Никулин встретятся на ринге в новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Мир
Захарова обвинила в задержании лидера оппозиционной партии «Шанс» Лунгу режим Санду
Экономика
Минфин предложил повысить налог на прибыль организаций до 25%
Экономика
Минфин предложил увеличить порог для применения УСН по доходам до 450 млн рублей
Мир
Госдеп подтвердил запрет на удары ВСУ оружием США вглубь России

Федор Бондарчук отстоял свой «Сталинград»

Самый ожидаемый фильм года выходит в прокат
0
Федор Бондарчук отстоял свой «Сталинград»
Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

10 октября в широкий прокат выходит «Сталинград»: плод любви и высоких технологий, фильм, рожденный из сплава двух вещей, которые, пожалуй, более всего характеризуют Федора Бондарчука как режиссера и человека.

От режиссерской составляющей здесь страсть к масштабу и умение с этим масштабом работать. От человеческой — ощущение дома как самого главного средоточия не только частной жизни — одного из самых раритетных понятий сегодняшнего дня, но и любви и нежности.

История этой картины началась несколько лет назад, пережила крутые «смены курса», прежде чем выйти на смыслы, которые, возможно, режиссер и не закладывал изначально, но которые делают «Сталинград» действительно актуальным событием. 

От идеи экранизировать военные главы романа Гроссмана «Жизнь и судьба» до самостоятельной истории, написанной драматургом Ильей Тилькиным, дистанция, пожалуй, даже меньше, чем от замысла снять фильм по сценарию Тилькина до идеи сделать его в 3D.

Тилькин действительно написал блестящий сценарий — с массой подробностей о войне, «насаженных» на главный образ. Это дом — личное, с собственной памятью связанное пространство, — который человек защищает до последнего.

Группа разведчиков под командованием капитана Громова занимает здание, по своему стратегическому положению охраняющее «ворота» к Волге, а потому то и дело переходящее от немцев к русским и наоборот.

Неожиданно для бойцов дом оказывается населен: здесь, в своей детской комнате проживает 19-летняя Катя (Мария Смольникова), похоронившая родных и соседей, но вопреки всему не желающая покинуть эти полуразрушенные стены. И постепенно для бойцов Катя становится не символом даже, а просто реальным воплощением того, что им необходимо защитить. 

А буквально через стену, на расстоянии вытянутой руки, разворачивается другая драма: немецкого капитана Питера Кана (Томас Кречман) потомка знатного прусского рода, которого забросили в «варварскую» страну и заставляют самого превратиться в варвара. И история его любви к местной, ни слова не понимающей по-немецки девушке Маше (Яна Студилина), столь похожей на его покойную жену. 

Из истории, написанной Тилькиным, можно было бы сделать несколько разных фильмов. И камерный — замкнутый в нескольких стенах дома, заменившего собой Вселенную. И масштабный — с попыткой не только интеллектуально, но и художественно осмыслить гигантскую, повернувшую ход истории битву. Бондарчук, естественно, выбирает второй путь. 

Когда выйдя с «Аватара», он заявил, что хочет снимать «Сталинград» в 3D, не было, кажется, человека — в том числе и среди ближайших соратников — кого эта идея не привела бы в ужас. Ждали, что все как-то само собой рассосется. Что Бондарчук либо перегорит идеей трехмерности, либо ему надоест стоять в очереди за камерами (а очередь эта, включавшая кинематографистов со всего мира, в основном из Голливуда, выстроилась тогда предлинная).

Но он не перегорел и начал осваивать американскую технику вместе с оператором Максимом Осадчим и американскими специалистами, которых постепенно на площадке заменили российские. 

Бондарчук говорил, что 3D ему необходимо для создания погруженности зрителя в происходящее. На мой взгляд, формат сыграл совершенно другую, во многом противоположную роль, но именно это открыло в фильме самые важные смыслы. 

Трехмерное изображение, в современном кино чаще всего выступающее в качестве аттракциона, к которому зритель привык и уже его требует (хотя появились и первые свидетельства того, что аттракцион этот стал приедаться), в «Сталинграде» не приближает зрителя к происходящему, а напротив — отдаляет, возводя невидимую прозрачную стену между сегодняшним днем и пространством мифа.

«Сталинград» Бондарчука при всей его насыщенности бытовыми, накопленными пытливым драматургом деталями войны похож на фильм-оперу, на произведение, повествующее о событиях, которые уже не могут восприниматься на реалистическом уровне.

Трехмерные руины города (притом что художники под руководством Сергея Иванова были предельно точны — вплоть до того, что обклеивали стены дома газетами того времени) похожи на величественную декорацию, в которой действуют люди, историческими обстоятельствами все до единого превращенные в героев, — сродни тем, кто осаждал и защищал древнюю Трою. 

За спиной их не Гитлер и Сталин, то есть вожди, чей злой гений заставил миллионы перемалываться в мясорубке войны. За спиной — мифические силы, рок, природу которого люди пытаются постигнуть тысячелетиями. 

«Дом Громова» с его барельефами на фасаде и витыми лестницами внутри похож на осколок старого мира, той уютной европейской цивилизации, по которой шарахнула Первая мировая война, а Вторая нанесла последний смертельный удар. 

Старого мира, того, за который держалась девушка Катя из интеллигентной русской семьи, и за который, как ему казалось, сражался капитан Кан из знатного прусского рода, уже не существует. На месте его — некое глобальное пространство, где национальная принадлежность перестает быть фактором первостепенной важности. 

В сценарии Тилькина действие начиналось и заканчивалось в наши дни, во время природного катаклизма где-то в Юго-Восточной Азии. Во время подготовки к съемкам фильма случилась «Фукусима», и место действия пролога и эпилога, естественно, конкретизировалось.

Центральным действующим лицом этих эпизодов становится пожилой уже человек, врач, про которого мы по ходу действия узнаем, что он родился у той самой девушки Кати и, как говорит он сам, у пяти отцов — по числу разведчиков, защищавших дом. Этот человек спасает из-под обвалов группу немцев — возможно, внуков тех, с кем сражались в рукопашной его «отцы». 

Мир един и может выжить только в единении — эта простая гуманистическая идея редко транслируется военным кино, но в фильме Бондарчука становится одной из важнейших.

Как и в «9 роте», за каждым из персонажей здесь своя история (которую рассказывает закадровый голос). И, как в режиссерском дебюте Бондарчука, самым важным становятся все-таки не индивидуальные судьбы, а некий общий портрет героев. В многонаселенном «Сталинграде» всего три широко известных актера: Томас Кречман (капитан Кан), Петр Федоров (капитан Громов) и Андрей Смоляков (Полков). 

Есть дебютанты: Сергей Бондарчук-младший (Астахов) и Яна Студилина (Маша, возлюбленная капитана Кана). За спиной исполнительницы главной женской роли Марии Смольниковой всего одна крупная роль, в «фестивальной» картине «Дочь».  

Но мысль о том, кто здесь звезда, а кто — нет, вряд ли приходит зрителям в голову. «Сталинград» существует как ансамблевый фильм, где ни для кого не прописана главная партия, но убери хоть одного персонажа, и все развалится. 

Отдельный важнейший герой фильма — музыка. Композитор Анджело Бадаламенти рассказывает, что, когда в феврале 2010-го ему позвонил Бондарчук и попросил написать партитуру к «Сталинграду», он задал ему только один вопрос: а чем ваше кино будет отличаться от десятков других фильмов о войне? 

— Пересечений, конечно, будет очень много, — ответил тогда режиссер, — но главными в картине должны стать доброта и нежность. 

Понятно, что «Сталинград» будет вызывать (и уже вызывает) ожесточенные споры. Понятно, что увидеть войну, еще сохранившуюся в генетической памяти живущих ныне поколений как часть Большой Истории, великих мировых катаклизмов, будут готовы не все.

Но если режиссер и его российские продюсеры — Александр Роднянский, Дмитрий Рудовсий, Сергей Мелькумов — еще явно находятся в «подвешенном» состоянии в ожидании результатов первых дней проката, то президент вложившейся в производство «Сталинграда» компании IMAX Грег Фостер уверенно предрекает фильму счастливую судьбу — причем по всему миру. 

— Узнав, что Россия выдвинула «Сталинград» на «Оскар», мои друзья из Американской киноакадемии заявили, что обязательно пойдут смотреть фильм в зал IMAX в Санта-Монике, — говорит он.

Кстати, по словам Александра Роднянского, в ограниченном прокате (два экрана в Петербурге) фильм находится уже с 21 сентября. Так что все требования регламента по выдвижению на «Оскар» соблюдены.   

Комментарии
Прямой эфир