Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Общество
В суд поступила жалоба на продление ареста фигурантам дела о теракте в «Крокусе»
Мир
Захарова заявила о готовности РФ оказать помощь по поиску вертолета с Раиси
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Алиев предложил Ирану помощь в связи с жесткой посадкой вертолета Раиси
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Происшествия
Cadillac насмерть сбил пенсионерку в центре Москвы
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Спорт
«Зенит» обыграл «Ахмат» со счетом 5:1
Мир
ЕС задействует спутниковую систему для поиска вертолета с президентом Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси

В слепой зоне

Поэт и переводчик Игорь Караулов — о том, кого винить в дорожных авариях с грузовым автотранспортом
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Кажется, такого еще не было: в Москве объявлен траур из-за дорожной аварии. Правда, то, что произошло у села Ознобишино, больше похоже не на ДТП, а на ракетный удар неприятеля: «КамАЗ», под завязку нагруженный щебнем, вылетел со второстепенной дороги на рейсовый автобус и разорвал его на две части. 18 убитых и вдвое больше раненых.

Опасность на дороге имеет свое лицо. Для многих это лицо чиновника с номером «АМР» и мигалкой, или пьяного иеромонаха на подарочном «мерсе», или мальчика-мажора на папином спортивном суперкаре. Дорожные трагедии с участием таких людей охотно обсуждаются, ведь за каждым из них стоит понятная человеческая история, из которой можно сделать готовый нравоучительный вывод — например, о вреде власти, денег или дурного воспитания.

Но ни один из подобных автоубийц не смог бы причинить такого вреда, на который оказался способен Грачья Арутюнян, гражданин Армении 46 лет от роду, регулярный нарушитель ПДД, бывший за рулем злополучного «КамАЗа» с транзитными номерами. Между тем никакой интересной истории у Арутюняна для нас нет. Он человек без лица, один из великого множества тех, кто теперь пилотирует в нашей стране целую армию фур, самосвалов, бульдозеров и бетономешалок.  

Ездить бок о бок с тяжелой техникой неуютно и на бюджетной малолитражке, и на солидном джипе: сомнут и не заметят. Даже если и не сомнут, мелкие неприятности неизбежны. Каждому, кто катается по российским трассам, даже и по МКАД, приходилось, наверное, получать камнем в лобовое стекло от такого же возчика гравия. Примерно в то же время, когда произошла авария в Ознобишино, на шоссе возле Коломны прямо перед моими колесами из грузовика выпало два блока пенопласта. Я еле успел от них увернуться и поблагодарил небо за то, что это был всего лишь пенопласт.

И вдвойне неуютно становится, когда осознаешь, что за рулем такого динозавра вполне может оказаться (и все чаще оказывается) человек, нетвердо знающий правила, не привыкший к езде по такому мегаполису, как Москва, со всеми ее многочисленными и густонаселенными «спутниками». В интернете поднимается шум насчет того, что за штурвалы российских самолетов скоро смогут сесть гастарбайтеры, но как вам нравятся диковатые трудовые мигранты на наших дорогах, управляющие потенциальными орудиями массового убийства?

Стоит сразу оговорить, что национальность конкретного водителя тут ни при чем. Если Арутюнян выживет, его посадят. А его наниматель спокойно купит себе новый «КамАЗ» и выпишет нового малограмотного и неприхотливого шоферюгу из той же или другой бедной и бесконечно братской республики.

На резонансные ДТП в последнее время старается реагировать и власть: правила все строже, наказания все суровее. От водителей требуют химически чистой трезвости, шугают их с выделенных полос. Теперь грозятся повсюду установить камеры и штрафовать за наезд на стоп-линию — мелочь, на которую прежде гаишники не обращали внимания. Но все эти строгости в основном рассчитаны на владельца легковых машин, «очкастого частного собственника». Это именно его хотят воспитать, вышколить и приучить, как шкодливого кота, к лотку. Но кому придет в голову воспитывать камазиста? Взять с него нечего, все вопросы к хозяину.   

Хозяин самосвала-убийцы — ООО «Стройавтосервис». Как мы знаем, строительство — очень большой бизнес. Этот бизнес повсюду сросся с местной властью, поэтому многие его проблемы легко решаются взмахом волшебной палочки, сделанной из свернутых в трубочку купюр. «Коррупцио!» — и можно уродовать памятник архитектуры ради возведения нескольких элитных квартир. «Коррупцио!» — и можно по-своему трактовать строительные нормы. «Коррупцио!» — и можно нанимать хоть перуанского индейца, хоть дикаря с Андаманских островов, лишь бы он работал на износ и был согласен на пониженную зарплату. Ничем иным, кроме коррупции, нельзя объяснить то, что г-н Арутюнян, вопреки новой редакции закона «О безопасности дорожного движения», трудился на благо своей компании без российских водительских прав, а периодически тормозившие его сотрудники ДПС ничего не предпринимали для того, чтобы остановить его незаконный труд.

Примечательно, что трагедия произошла в «новой Москве» — на территории с призрачным, мерцающим статусом: еще не Москва, но уже не Подмосковье. Тихая дачная местность, уже опаленная дыханием строительной лихорадки. В ближайшие годы строить здесь будут еще больше, а это значит, что на дороги выйдет еще больше тяжелых опасных машин. И чтобы потом никто не говорил, что «новая Москва», подобно старому Петербургу, построена на костях, давайте поскорее обратим внимание на эту «слепую зону» — на автопарк строительных и транспортных компаний и на людей, которые им управляют. И вменяемые водители, и пешеходы, и пассажиры автобусов — все ждут, чтобы регулирование этого транспорта наконец-то стало соразмерно уровню его общественной опасности. И чтобы хозяева этой техники несли по-настоящему болезненную, жестокую ответственность за тех, кого они наняли, приручили и прикормили.

Комментарии
Прямой эфир