Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

На реконструкцию Киевского направления потребуется 68 млрд рублей

Дополнительные пути позволят пускать «Аэроэкспресс» в аэропорт Внуково каждые 30 минут
0
На реконструкцию Киевского направления потребуется 68 млрд рублей
Фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московская железная дорога (МЖД) подсчитала, что на строительство дополнительных железнодорожных путей на Киевском направлении понадобится 68 млрд рублей. Об этом «Известиям» сообщили в инвестиционной службе МЖД. Реконструкция позволит пускать «Аэроэкспресс» в аэропорт Внуково в два раза чаще, чем сейчас, то есть каждые 30 минут. По данным компании — филиала ОАО «РЖД», частные инвесторы к финансированию проекта привлекаться не будут.

Как пояснили в инвестиционной службе МЖД, источник финансирования строительства пока не определен. Сейчас обсуждается, будут ли деньги выделяться в том числе из средств города Москвы или федерального бюджета. В компании отметили, что коммерческий капитал привлекаться не будет, так как, согласно закону «О федеральном железнодорожном транспорте», «главные пути могут принадлежать только ОАО «РЖД».

Вопрос строительства новых путей поднимался на заседании рабочей группы по железнодорожному транспорту в дирекции Московского транспортного узла (МТУ), которое проходило в конце февраля. Как сообщил источник в дирекции МТУ, на заседании было заявлено, что строительство трех дополнительных линий необходимо для организации движения поездов в аэропорт с интервалом в 30 минут. Для этого нужно построить четвертый главный путь на участке между Киевским вокзалом и станцией Солнечная, третий и четвертый пути от Солнечной до станции Лесной городок, а также второй путь от Лесного городка до аэропорта Внуково.

Напомним, сейчас поезда в аэропорт ходят раз в час, время в пути составляет 35 минут, а цена билета в одну сторону — 320 рублей, билета «туда-обратно» — 590 рублей. По данным министерства транспорта Московской области, в 2012 году «Аэроэкспрессы» довезли до Внуково порядка 2 млн пассажиров. Как рассказал источник в РЖД, объем перевозок до Внуково можно увеличить также примерно вдвое, если построить еще один дополнительный путь от станции Лесной городок до самого аэропорта. 

— По мировым меркам стоимость проекта очень высокая, — говорит экономист, руководитель научно-исследовательского центра «Неокономика» Олег Григорьев. — Отдельно эту сумму не сможет вложить в строительство ни РЖД, ни федеральный и столичный бюджеты. Дело в том, что компания «РЖД» уже построила множество путей, и сейчас у организации высокая долговая нагрузка, а объемы перевозок и соответственно доходы компании не сильно выросли. Федеральный бюджет и без того в дефиците (по оценкам Минфина РФ, он составит в 2013 году 0,6% ВВП). Для Москвы 68 млрд — это очень большая сумма, составляет примерно 4% всего бюджета.

Экономист отмечает, что строительство путей для «Экспрессов» — «бизнес с долгим сроком окупаемости».

— Чтобы вернуть эти деньги, потребуется 15–20 лет, — пояснил Григорьев. — При этом рост пассажиропотока обеспечит перевозчику ежегодную большую прибыль, так как цена за билеты довольно высокая. Я полагаю, что финансирование проекта должно быть совместное, деньги на развитие транспортной инфраструктуры должны дать РЖД, Москва, федеральные власти и аэропорт Внуково, который в первую очередь заинтересован в реализации этого проекта.

Эксперт общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков отметил, что Внуково — наименее загруженный из московских аэропортов и в силу географических причин недостаточно перспективен, поэтому развивать железнодорожную инфраструктуру только ради него нерационально. Большое количество плотной окружающей застройки не дает возможности строить новые взлетно-посадочные полосы. По его словам, пассажиропоток аэропорта не будет превышать сегодняшние показатели в 25–28 тыс. человек в год.

— На участке от Лесного городка до Внуково сейчас одна железнодорожная линия, — говорит Свириденков. — Там необходимо строительство второй линии, чтобы не ограничивать возможности движения поездов в аэропорт. Это достаточно короткий участок в 4 км, причем сама станция в аэропорту и подземный тоннель, проходящий под летным полем аэропорта, уже построены в расчете на то, что там будет два пути. То есть наиболее дорогая часть пути уже была построена в процессе реконструкции аэропорта Внуково.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова поддержала инициативу новых железнодорожных путей для «Экспресса».

— На юго-западном направлении всегда были сложности с общественным транспортом — в часы пик было трудно доехать до Москвы и обратно, — говорит Решетова. — С присоединением территорий «новой Москвы» и развитием наукограда «Сколково» объем пассажиропотока начал увеличиваться.

По мнению эксперта по транспортной политике, выделение отдельного железнодорожного пути для «Аэроэкспресса» не только позволит пассажирам добираться в аэропорт в более удобное для них время, но и положительно скажется на организации движений пригородных поездов в «новой Москве».

— У Москвы и Подмосковья скудная структура рельсовых путей, — продолжает Решетова. — По одним рельсам ходят поезда грузовые, дальнего и пригородного следования. Строительство отдельной линии позволит городу решить важную задачу — сократить интервалы в расписании пригородных электричек. Кроме того, не будет ситуации, когда пригородные поезда из-за того, что они идут медленно и делают частые остановки, вынуждены стоять и пропускать «Экспрессы».

Владимир Свириденков также добавил, что новые дополнительные главные пути на Киевском направлении позволят в будущем увеличить количество «Экспрессов», которые следуют в более отдаленные населенные пункты — Малоярославец, Калугу, Обнинское.

Комментарии
Прямой эфир