Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин указал на рост товарооборота РФ и Монголии на четверть с начала 2025 года
Происшествия
Средства ПВО отразили попытку еще пяти БПЛА атаковать Москву
Мир
Белоусов заявил о плане РФ и Абхазии сформировать общее пространство обороны
Мир
Захарова назвала отказ прибалтийских стран в пролетe спецборта Вучича вопиющим
Мир
СМИ сообщили об истощении запасов техники на складах НАТО из-за помощи Украине
Мир
Президент Эфиопии примет участие в параде Победы в Москве 9 мая
Общество
«Аэрофлот» предупредил об отмене или объединении ряда рейсов
Общество
Ко Дню Победы в Курске появится мурал с изображением георгиевской ленты
Мир
Путин назвал укрепление связей с Африкой одним из приоритетов внешней политики РФ
Мир
Американский режиссер Стоун заявил о своем желании посетить парад Победы в Москве
Экономика
Нефтегазовые доходы РФ составили более 1,085 трлн рублей
Мир
США просили Украину принимать депортированных из страны мигрантов
Общество
Перед отправкой «Поезда Победы» на вокзале Курска прошел торжественный митинг
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Липовое в ДНР
Мир
Токаев призвал не искажать правду о победе в Великой Отечественной войне
Мир
Путин отметил вклад Кубы в дело борьбы с нацизмом
Мир
Фицо обвинил Эстонию в попытке сорвать его визит в Москву

Виктор Пикайзен: «Сейчас переходный период, такова история»

Известный скрипач — о добропорядочности турок, однобокости музыкальных конкурсов, дружбе с Ойстрахом и творческом долголетии
285
Виктор Пикайзен: «Сейчас переходный период, такова история»
Виктор Пикайзен. Фото предоставлено пресс-службой Московской консерватории
Выделить главное
Вкл
Выкл

Народному артисту РСФСР Виктору Пикайзену исполняется 80 лет. В честь профессора в Московской консерватории стартует цикл юбилейных концертов. Накануне с юбиляром встретилась корреспондент «Известий». 

— В этом году также исполняется 71 год вашей творческой деятельности. Как так получилось?

— Мое первое выступление с оркестром было в 9 лет, с ГАСО, им тогда руководил Натан Григорьевич Рахлин. У меня были трудными только первые шаги, а потом всё пошло очень быстро. Видимо, склонность к скрипке сыграла свое. Мой отец был очень хорошим скрипачом, я у него учился. Мама — пианистка, она работала в балете и знала наизусть 22 спектакля.

— Насчет скрипки никогда не сомневались?

— Нет. Когда отец впервые принес мне в общем-то игрушечную скрипочку, в 4 года, я не выпускал ее из рук. Даже под подушку ее клал.

— А как получилось, что вы стали единственным учеником Ойстраха, под его руководством прошедшим путь от школы до аспирантуры?

— Впервые Ойстраха я услышал перед войной, в Киеве, это был апрель 1941 года, он играл только что написанный концерт Хачатуряна. Тогда на меня это произвело неизгладимое впечатление. Я не мог представить, что на скрипке, из-за которой я так мучаюсь, можно так играть. Проучился возле него практически всю жизнь, и мое восхищение так и не ушло. И я тогда решил, что буду учиться только у Ойстраха. Сбылось. Меня он услышал в 1944-м, когда мы ехали из Алма-Аты в Киев через Москву. Мой отец хорошо знал Давида Федоровича, они играли в шахматы вместе. Он ему позвонил, и тот согласился меня прослушать. А я в это время уже играл «Фауста» Венявского и концерт Чайковского. При встрече меня спросили, что я играю. Я ответил. И тогда он сказал: «А что же ты будешь играть, когда вырастешь?».

В том же году я много гастролировал, одно из самых сильных впечатлений — концерты по госпиталям. В 11 лет я в Киеве сыграл концерт Чайковского целиком, финал выучил, пока отец ушел на спектакль. А потом помог случай. Дирижер Константин Симеонов разыскивал солиста на концерт 1 декабря 1946 года. Ему рассказали про меня. Но когда надо было согласовывать с филармонией, туда послали телеграмму: солисты либо Ойстрах, либо Витя Пикайзен. В филармонии удивились, позвонили Ойстраху, а он сказал: «Хороший мальчик, я его знаю» и за меня поручился. И согласился взять меня одного в школу имени Гнесиных. Фактически он занимался со мной бесплатно всю жизнь. Те 87 рублей, которые ему в школе выписывали, он жертвовал. Неудобно говорить, что у нас была дружба, но теплота была. И то, что у меня сейчас большой репертуар, — тоже его заслуга.

— Своим ученикам вы несете его заветы?

— Главное, чему он учил, — быть музыкантом. Фальшь, ложный пафос — всё отметалось с порога. Была важна именно правда в искусстве, хороший вкус. Я помню всё, что он мне говорил. С 1966 года по 1974 я преподавал на его кафедре в консерватории, это была еще одна учеба. Самое главное — сделать учеников культурными музыкантами. Чтобы они знали, что для Моцарта хорошо одно, для Баха — другое. Еще, конечно, важна любовь к музыке, труду. И обязательно нужно воспитывать вкус, делать музыкантов-художников. 

— Правда, что некоторое время вы преподавали в Турции?

Я был профессором в Анкарской консерватории, и о Турции у меня самые лучшие воспоминания. В Турции вежливые люди, прекрасно относятся к старикам. Удивительно честные. Однажды кто-то забыл кольцо с бриллиантом, так оно у меня месяц лежало на рояле. К тому же там преподает одна из лучших учениц Ойстраха Айла Эрдуран, талантливейшая скрипачка.

— У вас когда-нибудь возникали мысли эмигрировать из России?

— Нет. У меня дочка и внук в Америке, мы ездим к ним. Но совсем уехать — нет. Как сказал Дантон, разве можно унести родину на подошвах башмаков? Предложения были, но какой смысл. 

— Многие сейчас ругают Россию, но восхваляют СССР.  

— Неверно все мазать только черной краской. Что-то было хорошо, что-то плохо, но ведь люди всегда жили, сочиняли музыку, снимали кинофильмы. Сейчас переходный период, такова история. Немножко сместились акценты, изменились ориентиры. Развилась попса. С настоящим искусством это мало что общего имеет.  

— Музыкальные конкурсы по-прежнему оправданны?

— Сейчас они носят однобокий характер. В юности были специальные отборы, которые проходили сильнейшие. Теперь же любой может купить билет и поехать. С одной стороны, это хорошо. Но зачастую ездят люди низкого уровня. Всё можно довести до абсурда. Например, однажды был конкурс, в котором участвовали Бах, Телеман и другие. Первую премию получил Телеман. Вторую — человек, который внес в церковную кассу огромную сумму. А Бах был третьим. Так тоже бывает.

— Что бы вы хотели себе пожелать на юбилей?  

— Чтобы семья была здорова. Себе — возможность играть. Особых задач уже не стоит, репутация есть, репертуар пройден. Хорошо, чтобы были толковые ученики. А главное — чтобы все было хорошо дома. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности