Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Испытания водородного двигателя для подлодок наметили на июнь

Моряки и корабелы спорят, какие корабли оснащать новыми энергетическими установками
0
Испытания водородного двигателя для подлодок наметили на июнь
Подводная лодка Б-402 «Вологда» проекта 877 «Варшавянка». Фото: jon218/wikipedia.org
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минобороны и Объединенная судостроительная компания (ОСК) наметили на июнь государственные испытания воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для дизель-электрических подводных лодок проектов «Лада» и «Варшавянка».

В главкомате Военно-морского флота «Известиям» сообщили, что испытания пройдут на специальном стенде в Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» в Санкт-Петербурге.

— Осенью прошлого года мы опробовали установку на опытной подлодке «Саров» в акватории Белого моря. Были выявлены определенные проблемы в работе ВНЭУ, ненадежность некоторых узлов и агрегатов. До июня все недостатки устраним, — сказал «Известиям» собеседник в главкомате.

На ВНЭУ электричество вырабатывается за счет водородного топлива, благодаря чему дизель-электрическая субмарина способна к длительным погружениям, почти как атомная. Пионерами в мировой разработке ВНЭУ вполне закономерно стали немцы, имеющие огромные традиции подплава и создавшие проект U-212/214 с анаэробной установкой, но с созданием на «Рубине» собственной ВНЭУ Россия догонит Германию.

ВНЭУ не является штатной установкой для «Сарова», и в Белом море испытанию подверглись не все узлы и механизмы. Параллельно велись и стендовые тесты, которые завершатся госиспытаниями. В случае успеха одна из строящихся субмарин проекта 677 «Лада» будет доработана в 2014 году под ВНЭУ.

«Известия» уже писали о значительных трудностях, с которыми столкнулись корабелы при создании и испытаниях головной лодки этой серии — «Санкт-Петербург». Фактически судьба всего проекта 677, который ждут не дождутся на флоте, зависит от новой энергетической установки. 

Кроме действующего «Санкт-Петербурга» заложены «Кронштадт» и «Севастополь». Источник «Известий» в главкомате ВМФ сообщил, что ВНЭУ получит «Севастополь» и, скорее всего, «Санкт-Петербург» (при условии его удачных ходовых испытаний), а «Кронштадт» останется со старыми аккумуляторами, так как он в высокой степени готовности и переоборудовать его еще не принятой на вооружение ВНЭУ не имеет смысла.

Вообще главкомат возлагает столь большие надежды на ВНЭУ, что планирует ставить их и на «Варшавянки». В составе флота имеется 23 корабля этого проекта, заложено еще шесть.

— «Варшавянки» уже отшлифованы и доведены до ума. Переоборудование ВНЭУ займет год–два, а вот на «Ладах» интеграция бортовых систем и энергетической установки может растянуться на 5–10 лет, так как проект еще сырой. А что творится с «Санкт-Петербургом», вы сами знаете, — считает собеседник.

Пока моряки с нетерпением ждут ВНЭУ, представители ОСК высказываются осторожно. По некоторым сведениям, готовая анаэробная установка тоже далека от совершенства и устранять ее «детские болезни» придется и после принятия госкомиссией. Кроме того, корабелы не разделяют намерения флота устанавливать ВНЭУ на «Варшавянки».

По мнению представителя ОСК, бесшумные «Варшавянки» могут поставить крест на ближайших перспективах «Лады». 

— Не исключено, что ВМФ, обрадованный их новыми тактико-техническими характеристиками с ВНЭУ, задвинет проект 677 на потом. Объяснят экономией средств, оптимизацией расходов. Но «Варшавянка» со временем весь потенциал исчерпает, а «Лада» — это корабль будущего, как ни крути, — поделился с «Известиями» источник в ОСК.

Однако собеседник в главкомате ВМФ утверждает, что опасения кораблестроителей не имеют оснований, так как «России нужны оба проекта».

Военный историк, автор книг по истории ВМФ Дмитрий Болтенков отметил экспортный потенциал двигателя на водородных элементах. 

— Наш главный конкурент на мировых рынках — Германия. Для российской судостроительной промышленности дело принципа обеспечить доводку и достройку лодок проекта 677. Это позволит не только перевооружить флот, но и заработать стране денег на экспорте. Если мы уйдем с мирового рынка субмарин, назад нас никто не пустит, — заявил он «Известиям».

Согласно авторитетному британскому справочнику Jane's, «Варшавянки» шести разных серий остаются одним из самых популярных экспортных товаров России. Всего продано около 40 подлодок, в том числе Китаю, Ирану, Алжиру, Индонезии, Вьетнаму. Каждая стоит $300–350 млн, а с ВНЭУ их цена намного повысится.

Официальный представитель Минобороны полковник Игорь Конашенков на момент публикации не был доступен для комментариев.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...