Книжная сеть Barnes & Noble придет в Россию с помощью «ЛитРес»
Крупнейшая американская сеть книжных магазинов Barnes & Noble регистрирует в России товарные знаки Nook и Nook Media. Помимо продажи книг, Barnes & Noble занимается их изданием, а также производством под брендом Nook линейки популярных ридеров и планшетов. Бренд Nook Media принадлежит дочернему предприятию Nook Media — LLC, созданному Barnes & Noble совместно с корпорацией Microsoft для продажи цифрового контента усилиями обеих компаний.
Регистрация товарного знака может свидетельствовать о скором появлении Barnes & Noble на российском рынке в рамках экспансии в ряд стран Европы. Первый шаг в этом направлении компания уже предприняла — 26 сентября 2012 года начались продажи ридеров Nook Touch и Nook Simple Touch в Великобритании. Планшеты Nook HD и Nook HD+ оказались на полках британских магазинов в середине ноября. Для Barnes & Noble это первый опыт продаж собственных устройств за пределами США.
Для выхода на российский рынок Barnes & Noble нужен партнер, который предоставит компании каталог книг на русском языке в цифровом виде. Согласно информации «Известий», такое соглашение уже существует — свой электронный каталог Barnes & Noble предоставит библиотека «ЛитРес», принадлежащая издательству «Эксмо». Факт сотрудничества с американской компанией «Известиям» подтвердила PR-менеджер «ЛитРес» Ольга Смирнова.
Электронный каталог «ЛитРес» содержит более 55 тыс. наименований и является крупнейшим русскоязычным собранием литературы в оцифрованном виде, доступном для коммерческого использования. В настоящее время читатели, использующие планшеты Nook в США и Западной Европе, уже имеют доступ к каталогу «ЛитРес» и могут читать все доступные там книги. Таким образом, Barnes & Noble может представить свои планшеты и ридеры Nook на российский рынок уже сейчас — объемы доступного русскоязычным читателям контента соответствуют требованиям российского рынка.
Тем не менее пока Barnes & Noble не заключила договора с каким-либо российским ритейлером, который разместил бы устройства под брендом Nook на своих полках. По оценкам экспертов, такого шага от компании стоит ожидать в течение 2013 года.
Участники рынка осторожны в своих оценках.
— Каталог «ЛитРес» нельзя считать преимуществом — он есть много у кого. Успехи Barnes & Noble в Америке тут мало что значат — интерес нужно уметь удерживать, нужно создать собственное лицо, работать с интерфейсом и маркетинговыми программами. Посмотрим, что придумает российская команда, — рассуждает Елена Свиридова из iMobilco.
Со Свиридовой не соглашается аналитик Finam Максим Клягин.
— Американский опыт несомненно поможет Barnes & Noble. Компетенции и ресурсы компании могут выступать сильным фактором поддержки в экспансии на новые рынки, — считает он.
Клягин также уверен, что американская компания будет активно использовать все возможные каналы дистрибуции, но предупреждает, что цену на планшет Nook HD потребуется установить в пределах $300, что достаточно близко к американской цене $200, не включающей налог с продаж.
Ридеры и планшеты B&N уже присутствуют на российском сером рынке — при сравнительно небольшой цене (около 10 тыс. рублей у неофициальных продавцов) они предлагают очень неплохие характеристики, а наличие ОС Android позволяет использовать их в качестве обычных планшетов в обход предустановленных сервисов.