Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

История вновь созданных городов или городских образований для чиновников богата примерами. Один из них находится у нас перед глазами прямо напротив стен Кремля. Это — отмеченный печальным прошлым Дом на набережной, в градостроительную структуру которого было заложено одно очень важное свойство: его многофункциональность. Казалось бы, для ансамбля в центре города это было не так важно, ведь рядом — и музеи, и театры, и другие атрибуты городской жизни. Тем не менее и концертный зал, и кинотеатр, и рестораны, как и другие элементы инфраструктуры, были призваны заинтересовать жителей такого градообразования провести как можно больше времени внутри, а не вне вновь созданной среды, не тратя тем самым много времени на пребывание в транспортном потоке.

Это очень важное свойство — многофункциональность городской среды — является залогом того, что работающие в этой среде люди не будут постоянно стремиться ее покинуть. А это означает, что город для работы чиновников должен стать и городом для жизни хотя бы части из них, чтобы ослабить нагрузку на транспортные потоки и создать 24-часовой цикл городской жизни. Для этого город должен наполниться интересными для пребывания в нем объектами — театрами, музеями, выставочными залами, спортивными и развлекательными комплексами. Тогда в этом городе будут стремиться жить и другие горожане, возникнет необходимое для жизнеспособного градообразования смешение разных возрастных и профессиональных групп людей. Хорошо, если бы здесь появились и другие, кроме правительственного центра, якорные функции, например крупный конгрессно-выставочный комплекс, стадион и, конечно, функционирующие, быстрые транспортные связи с аэропортами и историческим центром.

Огромной опасностью для создания масштабного градообразования с заранее определенной функцией правительственного центра является одновременность и вынужденная быстрота его создания.

Мы знаем яркий пример 1960-х годов — создание новой столицы Бразилиа. При всей амбициозности идеи и символичности отдельных построек этот город, на мой взгляд, не приобрел масштаб, приятный для жизни. Гигантские пустующие площади, малопривлекательные, составленные из киоскообразных построек торговые улицы между жилыми кварталами заметно подавили мое поначалу восторженное впечатление от отдельных построек-икон. Сама структура города не дала ответ на вопрос, как заполнять его зданиями разного качества, разного времени создания и разной функции, не нарушая, а усиливая человечность городских пространств.

В этом смысле решение берлинской градостроительной администрации строить правительственные здания между парковым пространством и новыми жилыми и офисными кварталами выдержало проверку временем, не превратило улицы с правительственными зданиями в мертвые территории, а интегрировало их в живую, вновь созданную ткань города.

Отдельной важнейшей проблемой является создание самой архитектуры как долговечной, хорошо стареющей структуры. А это означает и применение долговечных материалов, качественного дизайна ландшафта и городских площадей, и тщательное детальное проектирование всех архитектурных элементов. Глядя на построенное в России за последние годы, воспринимаешь это всё, как сказку, но тем не менее хочется в нее верить.


Комментарии
Прямой эфир