Вербовщики получили срок за убеждения


Мособлсуд вынес приговор уроженцам Чечни Апти и Айшат Магмадовым, которых обвиняли в содействии терроризму. Суд признал их виновными в вербовке в 2010 году в террористки-смертницы гражданки Литвы Эгле Кусайте. Апти Магмадов получил шесть лет колонии, а его сестра — два года заключения. Суд над Кусайте продолжается в Литве.
25-летний Апти Магмадов и его 20-летняя сестра Айшат вместе со своей матерью уехали из Чечни еще в 1999 году. В
столице молодые люди планировали получить образование. Их мать Тамара
работала продавцом. В январе 2010 года брат и сестра были задержаны в результате спецоперации ФСБ в подмосковном поселке Кратово. Тогда чекисты отрапортовали о ликвидации ячейки ваххабитов, вербовавших террористов-смертников.
По мнению следователей ФСБ, Айшат уговорила свою знакомую из Литвы 20-летнюю Эгле Кусайте приехать в Россию, чтобы взорваться в людном месте или около военного объекта в Чечне. Саму несостоявшуюся террористку задержали несколькими месяцами ранее сотрудники департамента госбезопасности Литвы VSD в автобусе, направлявшемся в Москву. Как выяснилось, Кусайте попала в поле зрения литовских спецслужб
после обращения ее родственников, которых беспокоило тесное общение
принявший ислам молодой девушки с выходцами из Чечни. Вскоре стало известно, что деньги на дорогу — $500 — Кусайте действительно получила переводом от Магмадовых.
На допросах, в которых принимали участие также российские чекисты, Кусайте первоначально рассказала о том, что собиралась стать террористкой, а Магмадовых знала как вербовщиков. Однако затем она отказалась от своих показаний и заявила, что их выбивали из нее силой и угрозами, используя подавляющие волю психотропные вещества.
Апти и Айшат Магмадовы на допросах не отрицали, что несколько лет переписывались по электронной почте с Кусайте, но настаивали, что никого не вербовали. Деньги же своей литовской подруге они якобы просто одолжили. Однако, по версии следствия, Апти Магмадов специально ездил в Чечню, чтобы получить там деньги для вербовки смертниц.
Адвокат чеченцев Муса Хадисов считал, что на суде, проходившем в закрытом режиме, обвинение так и не смогло предоставить убедительных доказательств виновности Магмадовых.
— Ни в одной распечатке переписки Айшат Магмадовой с Эгле Кусайте нет конкретных фраз, свидетельствующих о вербовке, — объясняет «Известиям» Хадисов.
По его словам, в суде зачитывались показания Кусайте, из которых следует, что она еще с 13 лет бредила идеей «встать на путь Аллаха» и «отомстить за происходящее в Чечне». Адвокат считал, что Магмадовы попали в разработку ФСБ из-за двух своих братьев, которые являются членами бандподполья.
Во время прений сторон гособвинитель запросил для Апти девять лет колонии, а для его сестры — пять лет. Суд вынес более мягкое решение: шесть лет и два года колонии общего режима соответственно. Айшат фактически весь этот срок пробыла под следствием в СИЗО, поэтому уже в конце января 2012 года выйдет на свободу.
— Пока Айшат находилась под стражей у нее обострилась болезнь глаз, поэтому после
освобождения ей предстоит серьезно лечиться и восстанавливать
зрение, — рассказал «Известиям» адвокат Хадисов.
Хадисов также отметил, что еще не проводил консультаций со своими подзащитными об обжаловании приговора Мособлсуда.
Суд над самой Кусайте — ее освободили до приговора из-под стражи — идет в Вильнюсе.