Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Американский холдинг State Street выплатит $7,5 млн из-за нарушения санкций
Мир
Принц Гарри признался, что опасается покушения на свою жену Меган Маркл
Армия
Расчет ЗРК «Стрела-10» уничтожил три дрона ВСУ за одно боевое дежурство
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди в Москве 27 июля
Общество
В Госдуме рассказали о повышении пособий по беременности и уходу за ребенком
Общество
Заслуженный юрист РФ раскрыл новую уловку мошенников с «заграничными номерами»
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Мир
В Германии рассказали об атакующих собственные БПЛА солдатах ВСУ
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Мир
Национальный опрос выявил желание отставки Байдена у более половины респондентов

Архитектор власти и невоздвигнутый колосс

На выставке Бориса Иофана представлены материалы, связанные с проектированием гигантского Дворца Советов
0
Архитектор власти и невоздвигнутый колосс
«Дом на набережной». Фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В плеяде архитекторов, работавших в раннесоветскую эпоху, было немало людей легендарных, впоследствии признанных гениями. А вот Борис Иофан подобного «статуса» от потомков не удостоился, хотя во многом именно его проекты сформировали соцреалистический стиль в архитектуре. 

Надо полагать, для последующих поколений прежний пафос «масштабных зодческих преобразований», выразителем которого был Иофан, оказался чужд. Куда больший интерес наши современники проявляют к фигурам из лагеря конструктивстов, отдельные из которых поначалу выступали в качестве реальных соперников Бориса Михайловича на амбициозных архитектурных конкурсах.

Но Иофан одолел почти всех, выбившись в 1930-е годы на лидирующие позиции и сделавшись эдаким «советским Бернини». Кстати, он и сам имел склонность к мышлению в конструктивистском духе, но предпочел отказаться от многих авангардных особенностей ради соответствия запросам государства. Такая стратегия привела его на вершину официальной архитектурной элиты.

Правда, главный его проект — циклопический Дворец Советов в Москве — так и не был реализован, но вовсе не потому, что разонравился коммунистическим вождям. Помешала война, да и в годы восстановления народного хозяйства вернуться к этой теме тоже не вышло.

На память о невоздвигнутом колоссе (предполагалось, что 400-метровое строение увенчает статуя Ленина высотой 70 м) нам остались пресловутые сталинские высотки. По замыслу Иофана, они должны были с разных сторон поддерживать доминанту на Волхонке. Впрочем, эту его концепцию воплощали в жизнь уже другие архитекторы.

Не то чтобы звезда Бориса Иофана закатилась (он работал еще долго, на его счету немало реализованных после войны проектов — например, здание Института физкультуры начала 1970-х), но к былому могуществу он так и не вернулся. Все его знаковые сооружения датируются 1920–1930-ми годами: правительственный санаторий «Барвиха», знаменитый «Дом на набережной», советский павильон на Всемирной выставке в Париже (именно Иофан предложил Вере Мухиной украсить павильон монументом «Рабочий и колхозница»).

Как ни крути, получается, что достижения этого человека были отнюдь не виртуальными и есть смысл взглянуть на его деятельность попристальнее. С этой целью и устраивается юбилейная выставка в МУАРе, где хранится внушительный персональный архив Бориса Иофана.

На свет обещают извлечь множество экспонатов, в том числе около сотни графических листов руки самого юбиляра, а также фотографии, архитектурные макеты и даже образцы текстиля.

Разумеется, центральное место в экспозиции займут материалы, связанные с проектированием Дворца Советов, — в частности, огромный лист с воображаемым видом на колоссальную конструкцию (это изображение отреставрировано специально к выставке).

Не будут оставлены без внимания и прочие работы Иофана. Едва ли, впрочем, эта ретроспекция заставит сегодняшнюю публику запоздало провозгласить Бориса Михайловича «гением всех времен и народов», однако его феномен явно заслуживает подробного изучения.  

«Архитектор власти. К 120-летию Бориса Иофана»

21 декабря — 26 февраля

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева 

ул. Воздвиженка, 5, тел.: (495) 691-21-09, (495) 690-05-51. Вторник — воскресенье с 12.00 до 19.00. 

Комментарии
Прямой эфир