Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
ЦБ РФ продлил на полгода ограничения на переводы средств нерезидентов
Армия
Минобороны РФ сообщило об атаке ВСУ по нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская»
Общество
Суд Москвы продлил срок домашнего ареста блогеру Лерчек
Политика
Песков заявил о готовности РФ и США двигаться по пути мирного урегулирования на Украине
Происшествия
Самолет Су-25 потерпел крушение в Приморском крае
Общество
СК зафиксировал доказательства атаки ВСУ по жилому массиву в Курской области
Общество
Ковальчук назначен заместителем председателя Морской коллегии РФ
Мир
Встреча делегаций России и США началась в Эр-Рияде
Общество
Правительство утвердило стратегию реализации семейной и демографической политики
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Общество
Кондратьев доложил Путину о социально-экономическом развитии Краснодарского края
Армия
Средства ПВО за сутки сбили 227 беспилотников ВСУ
Общество
Синоптик спрогнозировала облачность и дожди в Москве до конца рабочей недели
Общество
Суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Михаила Ефремова
Происшествия
В Бурятии ввели режим ЧС из-за размытой паводком дороги
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Общество
ФСБ задержала работавшего на Киев сотрудника контрольно-надзорного органа РФ

Архитектор власти и невоздвигнутый колосс

На выставке Бориса Иофана представлены материалы, связанные с проектированием гигантского Дворца Советов
0
Архитектор власти и невоздвигнутый колосс
«Дом на набережной». Фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В плеяде архитекторов, работавших в раннесоветскую эпоху, было немало людей легендарных, впоследствии признанных гениями. А вот Борис Иофан подобного «статуса» от потомков не удостоился, хотя во многом именно его проекты сформировали соцреалистический стиль в архитектуре. 

Надо полагать, для последующих поколений прежний пафос «масштабных зодческих преобразований», выразителем которого был Иофан, оказался чужд. Куда больший интерес наши современники проявляют к фигурам из лагеря конструктивстов, отдельные из которых поначалу выступали в качестве реальных соперников Бориса Михайловича на амбициозных архитектурных конкурсах.

Но Иофан одолел почти всех, выбившись в 1930-е годы на лидирующие позиции и сделавшись эдаким «советским Бернини». Кстати, он и сам имел склонность к мышлению в конструктивистском духе, но предпочел отказаться от многих авангардных особенностей ради соответствия запросам государства. Такая стратегия привела его на вершину официальной архитектурной элиты.

Правда, главный его проект — циклопический Дворец Советов в Москве — так и не был реализован, но вовсе не потому, что разонравился коммунистическим вождям. Помешала война, да и в годы восстановления народного хозяйства вернуться к этой теме тоже не вышло.

На память о невоздвигнутом колоссе (предполагалось, что 400-метровое строение увенчает статуя Ленина высотой 70 м) нам остались пресловутые сталинские высотки. По замыслу Иофана, они должны были с разных сторон поддерживать доминанту на Волхонке. Впрочем, эту его концепцию воплощали в жизнь уже другие архитекторы.

Не то чтобы звезда Бориса Иофана закатилась (он работал еще долго, на его счету немало реализованных после войны проектов — например, здание Института физкультуры начала 1970-х), но к былому могуществу он так и не вернулся. Все его знаковые сооружения датируются 1920–1930-ми годами: правительственный санаторий «Барвиха», знаменитый «Дом на набережной», советский павильон на Всемирной выставке в Париже (именно Иофан предложил Вере Мухиной украсить павильон монументом «Рабочий и колхозница»).

Как ни крути, получается, что достижения этого человека были отнюдь не виртуальными и есть смысл взглянуть на его деятельность попристальнее. С этой целью и устраивается юбилейная выставка в МУАРе, где хранится внушительный персональный архив Бориса Иофана.

На свет обещают извлечь множество экспонатов, в том числе около сотни графических листов руки самого юбиляра, а также фотографии, архитектурные макеты и даже образцы текстиля.

Разумеется, центральное место в экспозиции займут материалы, связанные с проектированием Дворца Советов, — в частности, огромный лист с воображаемым видом на колоссальную конструкцию (это изображение отреставрировано специально к выставке).

Не будут оставлены без внимания и прочие работы Иофана. Едва ли, впрочем, эта ретроспекция заставит сегодняшнюю публику запоздало провозгласить Бориса Михайловича «гением всех времен и народов», однако его феномен явно заслуживает подробного изучения.  

«Архитектор власти. К 120-летию Бориса Иофана»

21 декабря — 26 февраля

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева 

ул. Воздвиженка, 5, тел.: (495) 691-21-09, (495) 690-05-51. Вторник — воскресенье с 12.00 до 19.00. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир