Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Государственная пенсионная система — как золотая карета, едущая по высокоскоростному шоссе

Экономист Владимир Назаров — о том, почему обеспеченная старость стоит так дорого
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В книге Екклесиаста сказано: «Всему свой час и время всякому делу под небесами… Время насаждать и время вырывать насаженное». Время классической пенсионной системы (пенсии выплачиваются за счет страховых взносов с заработной платы нынешнего поколения занятых) подходит к концу: в этом году ей исполняется 122 года. Не пора ли отправить государственную пенсионную систему на заслуженный отдых?

Всеобщее пенсионное обеспечение по старости впервые было введено в 1889 году по инициативе канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Тогда пенсионная система была призвана смягчить социальные противоречия раннего индустриального общества. Решение этой задачи облегчалось тем, что до этого пенсионных программ не было, следовательно, у общества отсутствовали завышенные ожидания по данному вопросу. Установление пенсионного возраста на уровне 70 лет, когда менее половины мужчин доживали до этого срока, обеспечивало низкую цену данного политического решения для экономики. По пути Германии пошли практически все развитые страны: они создали пенсионные системы. В условиях высокой рождаемости, относительно низкой продолжительности жизни и высокого возраста выхода на пенсию эти системы были совсем не обременительны для налогоплательщиков.

В книге «Долгое время» Егор Гайдар очень точно отметил, что поначалу небольшие социальные программы имеют тенденцию разрастаться до поистине грандиозных размеров. Например, когда Юлий Цезарь ввел военные пенсии, он вряд ли мог спрогнозировать, что придет время, когда значительная часть финансов империи будет тратиться на выкуп земель для ветеранов, что придется начинать новые войны, покорять Дакию и Британию, в том числе и для решения проблем наделения землей военнослужащих. Ровно это и произошло с распределительной пенсионной системой.

После Второй мировой войны расходы на классические пенсионные системы выросли как грибы после дождя: у правительств развитых стран появились желание и возможность для наращивания социальных обязательств. Сказывалось соревнование со странами соцлагеря. При всеобщем избирательном праве социал-популистская повестка становилась все более востребованной. Возможность для увеличения расходов основывалась на аномально высоких темпах роста развитых стран, когда казалось, что единственной задачей правительства является «управление ростом народного благосостояния». В итоге пенсионный возраст был снижен: в среднем по развитым странам с 66 лет в 1950 году до 62 лет в 1990 году, а пенсии — повышены. В этот специфический исторический период был сформирован и целевой ориентир для пенсионного страхования (т.н. коэффициент замещения): пенсия не должна быть ниже 40% заработной платы индивида.

Однако не успели развитые страны насладиться плодами своих социальных завоеваний второй половины XX века, как они вступили в третью демографическую фазу (низкая рождаемость и низкая смертность), для которой характерен процесс старения населения. В результате для поддержания коэффициента замещения налоги на фонд оплаты труда были увеличены до 30–40%, но, несмотря на это, начал формироваться и расти с угрожающей скоростью дефицит пенсионной системы. Оценки дефицита пенсионных систем развитых стран в ближайшем будущем варьируют в пределах от 6% до 10% ВВП. Не отстает от них и Россия. В 2010 году в результате повышения пенсий коэффициент замещения вырос до 37,4%, однако дефицит пенсионной системы составил 5,2% ВВП. При этом уже к середине 2020-х годов при сохранении нынешнего уровня расходов на пенсии коэффициент замещения вернется к дореформенному уровню в 23%. Если мы попытаемся сохранить его на уровне 2010 года, то в скором времени нам понадобится еще 7% ВВП для финансирования дефицита. Чтобы профинансировать данный дефицит исключительно за счет страховых взносов, тариф на пенсионное страхование надо увеличить с нынешних 26% до 54%. 

Для решения проблемы дефицита пенсионной системы практически во всех развитых странах был повышен возраст выхода на пенсию. Несмотря на это, пенсионные системы остаются дефицитными, а возможности для дальнейшего увеличения налогов практически исчерпаны. При этом многочисленное послевоенное поколение беби-бумеров только начинает выходить на пенсию, и в ближайшие 15 лет демографическая ситуация (соотношение работающих и пенсионеров) в развитых странах и в России будет непросто ухудшаться, а ухудшаться стремительно. Если в 2010 году на 1 тыс. человек в трудоспособном возрасте приходилось 352 человека старше трудоспособного возраста, то к 2020 году данное соотношение ухудшится на 30% (на 1 тыс. человек трудоспособного населения будет приходиться 450 пожилых людей), а соотношение работников, с заработной платы которых удерживаются взносы, и получателей пенсий — из-за неформальной занятости и обилия досрочно выходящих на пенсию — еще более существенно (примерно 1,3:1).

Очевидно, что классическая государственная страховая пенсионная система финансово несбалансированна. Да и нужна ли она в постиндустриальном мире? Сфера применения физического труда стремительно сокращается, а стучать по клавиатуре компьютера и создавать идеи в отличие от разгрузки вагонов можно и в 80 лет. Медицинские технологии позволяют продлить трудоспособный возраст. Люди (по крайней мере, в развитых странах) в состоянии самостоятельно скопить некоторую сумму к концу трудоспособного периода. Растут возможности финансового рынка по предоставлению индивидуальных пенсионных планов и страховок в случае утери трудоспособности. Наконец, в семье, как правило, работают оба супруга, что увеличивает стабильность семейного бюджета в случае временной или постоянной нетрудоспособности одного из членов семьи. Очевидно, что цели пенсионной системы, создаваемой изначально, не отвечают современным потребностям и возможностям. Совсем скоро государственная пенсионная система будет напоминать огромную золотую карету, едущую по современному высокоскоростному шоссе: очень дорого, неэффективно, мешает другим, да и не очень безопасно. Не пора ли сдать ее в музей, ведь экипажи конца XIX века уже там?

Автор — завлабораторией Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Комментарии
Прямой эфир