Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Что дали миру космические челноки

Закончил полет «Атлантис», последний из флотилии многоразовых космических самолетов
0
Что дали миру космические челноки
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

21 июля 2011 года завершил полет шаттл «Атлантис». За 30 лет шаттлы принесли США не только достижения, но привели к крупным катастрофам. В итоге этот путь признан сомнительным, и космическая эскадрилья отправлена в земные ангары. Каковы итоги эпохи многоразовых кораблей?

Первый старт многоразового корабля «Колумбия» состоялся 12 апреля 1981 года. Может быть, американский агитпроп в пику СССР в наш День космонавтики решил новую космическую эру открыть? Шаттл с экипажем из семи человек позволил сделать профессию астронавта массовой. На шаттле минимум по одному полету совершили 360 человек, хотя есть астронавты, которые летали семь раз. Изломанных судеб из-за сорвавшегося полета, что не редкость в нашей стране, в Америке не встретишь. На шаттле летали конгрессмены и школьные учителя, а в 77 лет самым пожилым астронавтом стал бывший кандидат в президенты США Джон Гленн.

Комфортность полета связана с небольшими, по сравнению с одноразовыми кораблями, перегрузками. На шаттле часто летали наши космонавты, первым в 1994 году стал нынешний начальник ЦПК Сергей Крикалев. Как рассказывает Валерий Рюмин, вернувшийся в космос после 18-летнего перерыва, физические кондиции не позволили бы ему стартовать на «Союзе», а на шаттле — легко, хотя пришлось за четыре месяца похудеть на 25 кг и бросить курить.

Шаттл может поднять на орбиту до 30 т груза, в четыре раза больше «Союза», и  Международная космическая станция на 70% состоит из модулей, доставленных самолетами. Кроме того, шаттл может вернуть на Землю 15 т, что в принципе недостижимо для одноразовых кораблей. Достоинство шаттла — способность подходить к спутникам для ремонта, так была спасена уникальная обсерватория «Хаббл».

У шаттла были военные возможности, что в эпоху «холодной войны» заставило СССР построить свой многоразовый «Буран». Шаттл был способен проглотить, как крокодил, любой спутник. В итоге СССР бросился в разорительную погоню.

— Брежнева напугали тем, что шаттлы могут зайти на Москву и уничтожить Политбюро, — рассказывал мне профессор и космонавт Константин Феоктистов. — Но одной бомбой войну выиграть невозможно. Маршал Гречко все понимал, но Устинов колебался, а Брежнев под давлением почуявших большую наживу генералов безоговорочно поверил. К тому же президент АН СССР Келдыш поверил в угрозу шаттла. Будущий член ГКЧП Олег Бакланов стал министром общего машиностроения благодаря интригам вокруг «Бурана».

Советский «Буран» совершил единственный полет в беспилотном режиме в 1988 году. На космодроме перед стартом я спросил у генерального конструктора Глеба Лозино-Лозинского, почему советский и американский шаттлы похожи? Последовал ответ: китайцы тоже на одно лицо, но разные. Действительно, форму планера диктовали законы аэродинамики, но в конструкции кораблей было много принципиальных отличий. Однако «Буран» в космос больше не поднялся и стыдливо демонстрирует себя в парке имени Горького. По мистическому совпадению большинство из космонавтов отряда «Бурана» трагически ушли из жизни в молодые годы — Левченко, Щукин, Станкявичус, Шеффер, Кононенко, Приходько…

— Я часто вспоминаю своих ребят, — говорит командир отряда Герой Советского Союза Игорь Волк. — Почему они погибли? Это знак судьбы. Мы жили среди склок и зависти, во враждебной среде, вокруг бурлили интересы разных ведомств, и все отражалось на людях. Мне жалко своих ребят, прекрасных летчиков, верных товарищей. Никто на «Буране» так и не слетал. Главная проблема — отсутствие денег. Еще на первом старте я знал, что он окажется последним. Многие на Байконуре хотели, чтобы случилась авария, чтобы снять с себя ответственность за судьбу корабля.

Гибель «Челленджера» (1986-й, семь человек) и «Колумбии» (2003-й, семь человек) стали крупнейшими катастрофами в истории пилотируемой космонавтики и подтвердили опасения о ненадежности шаттлов. Кроме того, космические самолеты оказались слишком дорогими — в 2 раза дороже одноразовых кораблей, а задач для них не находилось. Предполагалось, что шаттлы будут стартовать каждую неделю или хотя бы каждый месяц, но статистика полетов оказалась значительно ниже — «Дискавери» (19 лет, 30 полетов), «Атлантис» (18 лет, 28 полетов), «Индевор» (11 лет, 19 полетов).

Эпоха космических самолетов закончилась. В США и в России разрабатываются новые транспортные системы, но это не означает, что на новом витке развития техники идея космических самолетов не окажется реанимированной. Однако проект многоразового корабля «Клипер», который показывали Путину и возили в Ле Бурже, отложен в долгий ящик. Главное — итог эпохи состоит в том, что космос стал ближе, доступнее, но дороже. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир