"Геликон-опера" вернется домой в 2012 году
Московский
градоначальник Сергей Собянин распорядился продлить до середины 2013 года сроки
реставрации комплекса зданий на Большой Никитской, где располагается модная "Геликон-опера". В свою очередь, заместитель мэра Марат Хуснуллин, в чьем послужном
списке быстрый и блестящий ремонт Татарского театра оперы и балета в Казани,
пообещал геликоновцам завершить все
работы на полгода раньше.
Таким образом, у театра Дмитрия Бертмана
появился шанс начать 23-й сезон осенью 2012-го в родных стенах. На головы почитателей Мусоргского, Бизе и Верди
наконец перестанет сыпаться штукатурка. И
главное, труппа получит современный акустический зрительный зал, пропорциональный числу своих поклонников.
Официально
история геликоновского долгостроя началась в 2002 году — с
дипломатического конфуза. Президент Франции изъявил желание посетить
спектакль «Геликона», а ему было отказано в связи с ненадлежащими условиями
безопасности. Тогдашний вице-премьер Валентина
Матвиенко обратилась к прежнему мэру Москвы, указав на необходимость
реконструкции и реставрации здания театра.
Проект,
сделанный архитектором Андреем Боковым, был благословлен одним из самых
бескомпромиссных и уважаемых экспертов — Алексеем Комечем. А также многократно прошел согласования в различных ведомствах и
общественных советах. Но предполагаемые сроки реконструкции, обозначенные 2005
годом, остались только на чиновничьих бумагах. Из-за проблем с финансированием час "икс" перенесли сначала на 2008-й, а затем на октябрь 2011-го.
До реставрации
здание было в чудовищном состоянии: неисправная канализация, плесень повсюду,
отсутствие фундамента. Как любили горько пошутить в театре: «Стены держались
чуть ли не на обоях. Колоссальную работу по укреплению фундаментов (не только
геликоновского, но и соседних зданий) уже выполнили.
Появившийся
минус-первый этаж (там будут располагаться гардеробы и туалеты) копали вручную,
как в Древнем Египте, чтобы ничего не повредить. По проекту весь внутренний
двор усадьбы станет Новой сценой, причем расширение территории театра задумано
с максимальным тактом по отношению к усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских. Амфитеатр и сцена уходят под
землю, а архитектурные фасады становятся внутренним убранством зрительного
зала, включая роскошное, в стиле русского терема, крыльцо, которое станет
театральной ложей. Подарок «Геликону» — икону Георгия
Победоносца — уже преподнесла патриархия.
Все шло своим
чередом, но осенью 2010-го московские власти под давлением небольшой
группы людей приостановили работы для проведения дополнительных экспертиз
культурно-исторической корректности осуществляемого проекта. В защиту Новой
сцены "Геликона" выступили российские звезды мировой оперы — Ольга Бородина,
Мария Гулегина, Анна Нетребко, Марина Мещерякова, Ильдар Абдразаков, Дмитрий
Хворостовский.
В конце марта члены
Общественного совета при мэре Москвы по формированию градостроительного и
архитектурно-художественного облика города приняли единодушное решение о
продолжении работ на Никитской. Да и в заключении от Росохранкультуры указано:
усадьба, о которой идет речь, многократно
перестраивалась, из-за чего никак не может быть признана памятником
архитектуры.
Кстати,
небезынтересная историческая подробность: знаменитая Опера Зимина, где пели
Шаляпин и Собинов, а спектакли оформляли Васнецов, Рерих, Головин, Федоровский, располагалась в том самом здании, которое сегодня реконструируется для
«Геликона».
Основатель и худрук «Геликон-оперы» Дмитрий
Бертман в интервью «Известиям» не стал скрывать эмоций по поводу
благополучного разрешения вопроса:
«Я конечно же очень рад, что правительство
Москвы проявило твердость и решительность в вопросе с «Геликоном». Приятно, когда в любой сфере жизни, в том числе в архитектуре и
градостроительстве, побеждает позиция профессионалов.
Определилась судьба не просто «Геликон-оперы»,
первого оперного театра новой России, в котором работает более 400 человек, не
только лично моя судьба как режиссера. Это постановление стало надеждой,
что театральное искусство и культура вообще необходимы и ценимы в нашей стране.
Хотя долгие годы в
изгнании не обошлись без обидных и болезненных для нас потерь. Например, не
выдержали испытания «ссылкой» одни из лучших наших теноров — Николай Дорожкин и
Максим Миронов, предпочтя жизнь не только свободного, но и успешного художника. Я не могу их винить. Безумно трудно работать в помещении без оркестровой ямы и с двумя гримерками на всех — солистов,
миманс и хор.
Впереди еще более
года реставрационных работ. Срок, который театр будет вынужден провести в
очень тяжелых условиях. Но теперь мне снова захотелось
репетировать, планировать нашу театральную жизнь. Летом нас ждут в
Венгрии, Франции, Эстонии, а затем — в Нижнем Новгороде, Самаре,
Красноярске, Владивостоке и Ханты-Мансийске. Скоро в Москве, на своей
«съемной» сцене на Новом Арбате, мы впервые в России покажем премьеру
единственной комической оперы Вагнера «Запрет на любовь».