Гергиев шагает по стране
Сначала маэстро и верное ему войско - оркестр и хор Мариинского театра - задали высокую планку стартовыми концертами в Москве. Особенно врезалось в память явление столице обворожительной француженки Натали Дессей в заглавной партии концертного исполнения оперы Доницетти "Лючия ди Ламмермур".
После чего команда Пасхального фестиваля отправилась по гастрольному маршруту: Саратов - Оренбург - Челябинск - Екатеринбург. Столица Урала стала пятым городом после Санкт-Петербурга, Москвы, Нью-Йорка и Токио, где услышали грандиозных "Троянцев" Берлиоза в интерпретации Валерия Гергиева. Затем были два концерта в Омске, где мариинцы выступали в фактически новом, только что открывшемся после ремонта концертном зале. Хорошая акустика новостройки была отмечена Гергиевым, поскольку это у нас сегодня большая редкость.
Далее музыканты отправились в Казахстан. Один концерт - в Астане и два - в Алма-Ате. 2 мая, в свой 58-й день рождения, Гергиев не только дал концерт, но еще и успел встретиться со студентами Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и стал почетным профессором этого вуза. Затем, совершив почти четырехчасовой перелет специально зафрахтованным чартерным самолетом, петербургский коллектив и его главнокомандующий прибыли в столицу Башкирии. В Уфе состоялся исторический концерт: впервые под дирижерскую палочку Валерия Гергиева вместе спели два именитых уфимца - родные братья Аскар и Ильдар Абдразаковы. Если Ильдар восхищает пока только своими вокальными трудами, то старший брат Аскар недавно согласился возглавить республиканское министерство культуры. Из чего не следует, что с певческой карьерой Аскар решил завязать.
Самые хитовые басовые арии Аскар и Ильдар поделили по-братски и исполнили отлично. А знаменитую "Клевету" из "Севильского цирюльника" Россини спели дуэтом, проявив еще и чувство юмора. Единственное, что заметно испортило впечатление от концерта, - это то, что музицировать пришлось во Дворце культуры, при микрофонной подзвучке. Но "поющий министр" публично пообещал, что вопрос с хорошим концертным залом в Уфе будет скоро решен.
Рубиконом фестиваля стал московский концерт в поддержку пострадавших от землетрясения и цунами в Японии. На вечере присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Звучал колоссальный "Реквием" - единственное масштабное произведение, написанное Верди не для оперной сцены, а для церковной службы. "Великий старец", как известно, панически боялся смерти. "Зачем так много работать, чтобы потом умереть?!" - вопрошал он. Именно противостояние страху смерти и есть основная идея его "Реквиема". И только лишь ради "Реквиема" Верди не раз лично становился за дирижерский пульт.
Гергиев построил исполнение "Реквиема" на эмоциональных и динамических контрастах с мощными взрывами чувства. Солировали фантастическая меццо Ольга Бородина, уже упомянутый бас Ильдар Абдразаков, а также менее мастеровитые сопрано Виктория Ястребова и тенор Сергей Семишкур.
Музыкальное пасхальное шествие продолжается. Вчера концерты прошли в Липецке и Воронеже, сегодня - в Киеве. Следом мариинцев ждут Калининград, Вильнюс, Минск и Смоленск. По традиции двойной финал фестиваля будет в Москве 9 Мая. Днем - общедоступный концерт на Поклонной горе, а вечером - строгий, академический, в Доме музыки.
XI Московский Пасхальный фестиваль откроется 15 апреля 2012 года.