Конкурс Чайковского и смертная казнь
Известия: Какой пункт программы для вас наиболее важен?
Валерий Гергиев: Впервые за десять лет мы открыли фестиваль и будем выступать не в Большом зале Московской консерватории. Сейчас, как все российские музыканты, я жду, верю и молюсь, чтобы строители во время ремонта не затронули фантастическую акустику этого зала. Для меня Большой зал - огромная часть моей жизни, и я не могу о нем равнодушно говорить.
Что касается непосредственно программы, сделан акцент на выступлениях в четырех государствах бывшего Советского Союза. Плюс двойные выступления за день в крупных городах России. Или - утром в Липецке, а вечером уже в Воронеже. Тяжелейшие гастроли. При этом мы часто берем на себя львиную долю затрат. Но надо охватить как можно больше городов в надежде, что не только интеллигенция постарается не пропустить наши выступления. И не только потому, что люди придут из любопытства поглядеть на меня. Исполнение оперы Берлиоза "Троянцы" может стать немаленьким событием для Екатеринбурга. Или - первый для меня приезд в Омск и выступление в только что отремонтированном зале. По словам Дениса Мацуева, которому я в таких вопросах привык доверять, на сей раз сделали это удачно. Мы должны на самом высоком уровне научиться организовывать музыкальную жизнь не только в столицах, но и в провинции.
Недавно я был в Иркутске, даже искупался в байкальской воде. Мы выступили в Иркутске дважды за год. Это я уже считаю завоеванием. Помню, лет пять-шесть назад мы приезжали в Иркутск с одним-единственным концертом. И тогда мне жаловались, что в зале были лишь чиновники и друзья губернатора. Пришлось дать слово, что мы обязательно еще раз приедем, а я попрошу губернатора с друзьями на утренний концерт не приходить. Так и было сделано.
и: Для передвижений снова организован специальный поезд?
Гергиев: Да. Ни один музыкальный фестиваль, кроме Пасхального, не располагает чартерным поездом, за что огромное спасибо Владимиру Якунину. Это очень здорово, когда есть друзья, с которыми можно не только по бокалу хорошего вина выпить, но и реализовать какую-то сумасшедшую идею.
и: Как вы выдерживаете такой график?
Гергиев: Устаешь не от того, что все время руками размахиваешь, а от мозгового напряжения. Потому что постоянно думаешь, как сделать лучше то или иное событие.
и: Один из концертов фестиваля вы посвятили памяти жертв японской трагедии?
Гергиев: У меня, у Мариинского театра в Японии много друзей. Но, чтобы дать концерт в Японии, мы нашли свободную дату в моем календаре только в сентябре. Но я уже провел два благотворительных концерта в Лондоне и один концерт в Петербурге. И 4 мая в Москве мы исполним "Реквием" Верди, перед которым прозвучит специально написанное произведение. Перечислим в фонд помощи пострадавшим 100 000 долларов - вне зависимости от того, продадим ли мы на эту сумму билетов.
и: А почему до сих пор неизвестна программа концерта - закрытия фестиваля в Доме музыки?
Гергиев: Я до сих пор думаю над ней. Очень не люблю повторяться. И так и сяк пробую. Может быть, в итоге сыграю Антракт ударных из оперы Шостаковича "Нос".
и: Как продвигается строительство Мариинки-2?
Гергиев: Надеюсь, в 2012 году зал откроется. В Пекине, на площади Тяньаньмэнь китайцы построили потрясающий Национальный театр. И сделали это фантастически дешево. В стране, где есть смертная казнь, видимо, добиться соблюдения бюджета и сроков выполнения работ гораздо легче.
и: Сурово. Интересно, что вы скажете после окончания конкурса Чайковского, где взвалили на себя обязанности председателя оргкомитета...
Гергиев: Очень волнуюсь. Это крупный конкурс, который прежде всего должен делаться чистыми руками. Очень трудно быть игроком мирового уровня, драка идет нешуточная. Конечно, мы надеемся, что наши музыканты, не ударят в грязь лицом и не останутся без медалей. Но у нас есть одна проблема: справедливо считая себя страной Чайковского, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Ойстраха, Рихтера, Мравинского, Ростроповича - этот список еще долго можно продолжать, мы думаем, что только поэтому мы и сегодня будем лучшими в мире. Это заблуждение. Сейчас в Южной Корее, Японии, Венесуэле готовят очень сильных музыкантов. Так что будем готовы к некоторым сюрпризам от стран, которых раньше на музыкальной карте и видно не было.