Блоги в блокаде

Способно ли еще слово быть услышанным? "Дурно пахнут мертвые слова" - фраза из стихотворения Гумилева то и дело рифмуется с тем, что звучит и печатается за пределами "Живого Журнала". Да простят меня газетчики, но слишком часто статья живет потому, что на нее появляются ссылки в блогосфере. Реакция здесь - показатель актуальности и жизненности текста. Слишком часто постинги по влиянию на общество превосходят статьи в самых популярных изданиях.
Ведь что такое общество, а? Есть население и есть общество, думаю я.
Многострадальное население, прильнув к экрану, смотрит программу "Пусть говорят" и после немо переваривает. Посмотрели - и скоро спать. Программа имела высокую долю, обсуждалась очередная жуть - допустим, быт детдома или удел бомжей. Но резонанс от передачи - несколько заметок телекритиков, которым по работе положено писать про ящик. Блоги безмолвствуют. В моем ЖЖ - о чем бы я ни говорил в передаче - молчание комментаторов. И лишь в социальных сетях ("ВКонтакте", "Одноклассники") начинают резвиться девушки со всей страны: "Зайчик, ты такой милый!" - и осыпать пурпурными и розовыми сердечками. В электронной почте одиноко торчит трогательное письмо пенсионера, узнавшего мой адрес. ЖЖ молчит.
Однако стоит написать в этом самом ЖЖ нечто столь же царапающее, например, о том, как семья обогревалась самодельным устройством и сгорела, поскольку газ отключили за неуплату, - вдруг больше ста комментов!
Просто аудитории ЖЖ и ТВ не пересекаются. Обитатели ЖЖ почти не смотрят телевизор. Главным образом это вина и беда телевидения. Оно не вызывает доверия. И причина не в том, что телевидение вот-вот будет заменено несчетным множеством каналов. Всегда будут центральные каналы. Появись сейчас где угодно - хоть на "России-24", хоть на канале "Столица" - острая провокативная передача, в независимость которой поверят, она стремительно объединит две аудитории - телевидения и блогосферы.
Я специально говорю: провокативность. Настоящие вопросы всегда ставятся конфликтно. Человек - существо страстное. Да, блогосфера полна до краев дичью, руганью, бредом, клеветой. Грязью. Но обитатели ЖЖ умеют разгребать грязь. Именно здесь популярны авторы смелые и независимые, не вписанные в контекст конформизма и выгоды. Они стали выразителями настроений групп, не имеющих возможностей для высказывания и ощущающих себя задавленными. При Николае Первом шушукались в салонах, в застойные годы говорили на кухнях, теперь шумят в ЖЖ. И вот уже верная традициям прокуратура вызывает на допрос поэта Всеволода Емелина - из-за невинного, но крамольного стихотворения, размещенного в его дневнике. ЖЖ - очень русское место. И одновременно, перефразируя Пушкина, ЖЖ - единственный европеец в России.
Итак, общество - это кто? Общество - это те, кто пытается действенно осмысливать происходящее. В блогосфере есть все. Активные люди. Политики, журналисты, писатели, одиночки. Те, кого показывают по ТВ, и кого не показывают. Попытка игнорировать и презирать интернет уже давно выглядит беспомощно. Нельзя претендовать на "общественную роль", на "формулирование смыслов" и отсутствовать здесь.
Блогосфера не может не раздражать "контролеров реальности". Чиновники и бизнесмены, привыкшие к раболепству, набирают свои фамилии и читают в блогах... Ясно что. Преимущественно брань и издевки. Медикаментозно полезно - блоги сбивают позолоту. Если тебя занесло высоко, то ты заслуживаешь в первую очередь критичного отношения. Самого беспощадного. (Почитайте комментарии у Барака Обамы в фейсбуке!) Будь добр - доказывай обратное, завоевывай симпатию. Бессмысленно воевать с ЖЖ. Заводить фальшивых пользователей, насылать тучи ботов... Подставных и проплаченных юзеров легко разоблачить. ЖЖ - пространство реальной конкуренции, где важны убеждения и эмоции. Любые. Лишь бы свои.
Сложно понять, почему "Живой Журнал" стало свирепо глючить последнее время. Если предположить, что кто-то его злонамеренно обваливает, хочется спросить: ну и зачем? "Проблему общества" этим не решить.