Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Властелин меча на всю жизнь

II Международный фестиваль Мстислава Ростроповича завершился вчера концертом в Санкт-Петербурге оркестра флорентийского фестиваля Maggio Musicale под руководством дирижера Зубина Меты. Ранее маэстро два вечера подряд радовал слух московской публики.
0
Зубин Мета считает, что дирижер — мистическая профессия (фото: ИТАР-ТАСС)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Индоиранец по крови, сын основателя Бомбейского симфонического оркестра, Зубин Мета не смог утвердить в Индии культ чужеродной для нее классической музыки. Зато ему удалось найти свой стиль в искусстве и сделать завидную карьеру. Мета успел покомандовать многими оркестрами. И уже более сорока лет - Израильским филармоническим, который четверть века назад избрал его "главным дирижером на всю жизнь". Имя Зубин означает "властелин меча", и Мета оправдал его абсолютно, если расширить понятие меча до дирижерской палочки... 29 апреля маэстро будет отмечать 75-летие. В преддверии юбилея, а также в разгар московского визита он ответил на вопросы "Известий".

известия: Вы сразу согласились участвовать в фестивале?

Зубин Мета: У меня сейчас очень напряженный период, но я не мог не приехать. Мой отец дал свой последний концерт в возрасте девяноста двух лет, и Слава Ростропович выступал на нем в качестве солиста. Между прочим, и первый концерт в фонд создания школы классической музыки в Бомбее был идеей Славы. Каждая моя встреча с Мстиславом Ростроповичем - фантастическим человеком и великим музыкантом - делала меня лучше.

и: В каком городе мира вам нравится выступать больше всего?

Мета: Во Флоренции. Мне кажется, этот город просто создан для музыки, для искусства. Я счастлив тем, что мое сотрудничество с Maggio Musicale длится уже двадцать пять лет. Ну и, безусловно, мне по-прежнему по душе выступать в Вене - городе, где я родился как музыкант.

и: Какое впечатление на вас производит Москва?

Мета: В России меня всегда принимают очень хорошо, грех жаловаться. Так повелось еще с начала 60-х, когда я вовсе не был таким уж знаменитым дирижером. Первый раз я побывал в Москве в 1962 году с Монреальским симфоническим оркестром. Это была совершенно другая страна. 1 мая вместе со спикером канадского парламента я был на параде на Красной площади и собственными глазами видел советских лидеров. Ракеты и танки проходили прямо рядом с нами... Вообще с Москвой у меня связаны богатые воспоминания. В 1976 году я дирижировал филармоническим оркестром в Ленинграде, исполнял Четвертую симфонию Брамса. Гениальный Мравинский пришел на мою репетицию и очень помог мне в осознании этой музыки. Для меня это был феноменальный опыт. Подаренную мне после того концерта палехскую шкатулку я до сих пор храню среди самых ценных подарков. И искренне жалею о том, что интервалы между моими русскими визитами до последнего времени были слишком велики.

и: В Израильском филармоническом оркестре больше половины музыкантов - выходцы из Советского Союза. Вы знаете русский язык?

Мета: Должен сказать, что музыканта, приходящего на прослушивание в оркестр, мы никогда не спрашиваем о месте его рождения. Первый тур прослушивания вообще проходит так, чтобы соискатель находился за ширмой, дабы избежать всякой предвзятости. Но в итоге оказывается, что большинство музыкантов Израильского филармонического оркестра в совершенстве говорят по-русски. Знание языка заметно бы упростило мое общение с оркестрантами. Все семь языков, что я знаю, я выучил еще в молодости на практике, в общении с музыкантами разных стран. Но выучить русский язык оказалось гораздо труднее, чем я думал, поэтому мой русский - это всего лишь пара десятков слов.

и: Как вам - в отличие от большинства своих коллег - удается десятилетиями сохранять прекрасные отношения с коллективами?

Мета: Я ненавижу перемены декораций в своей жизни. Мне нравится постоянство. В Нью-Йорке я провел 13 лет, в Лос-Анджелесе - 16. И во всех случаях я всегда уходил по собственному желанию, а музыканты не хотели меня отпускать. Отношения с Израильской филармонией вообще похожи на семейные.

и: Разве дирижер не должен быть деспотом по натуре?

Мета: Обязательно. Управляя множеством людей, необходимо быть деспотом. Но я - добрый деспот. Дирижер формирует образ жизни оркестра, но очень важно при этом проявлять гибкость, которая позволит наиболее безболезненно и мягко решать возникающие проблемы. Необходимо учитывать настроение музыкантов - ведь у них есть дом, семья. Особенно в Израиле. В оркестре много женщин, у которых дети находятся или в секторе Газа, или в Ливане, и об этом нельзя забывать ни на минуту.

и: Политическая ситуация в стране сильно отражается на музыкальной жизни Израиля?

Мета: Я пережил в Израиле не один серьезный кризис. Я индус по происхождению, но Израиль меня будто бы усыновил. Этот народ даже в самые трудные времена не может жить без музыки. Для него это своеобразный духовный опиум. Сейчас в Израиле рестораны заметно опустели, а вот концертные залы по-прежнему заполнены каждый вечер. У нас был концерт в кибуце, самом центре Израиля. Впервые за много лет арабы и евреи находились вместе в одном зале. Солистом был араб, и в финале евреи аплодировали ему стоя. Но это был всего лишь один вечер. На другой день они опять начинают убивать друг друга...

и: Вы не жалеете о том, что никто из ваших детей не пошел по вашим стопам?

Мета: Я уже давно пришел к выводу, что дирижер - это самая мистическая профессия в музыке. И счастлив, что не слишком много времени потерял в жизни на иные увлечения. Но я никогда не посягал на свободу своих детей. Они вольны делать что захотят. Например, играть дома рок. Мой сын - актер, дочь - домохозяйка, и благодаря именно ее стараниям я дважды дедушка.

и: Вы стояли у истоков шоу трех теноров...

Мета: Зачем сегодня вспоминать об этом? Все так изменилось с тех пор. Но когда мы затевали этот проект, мы не предполагали такого грандиозного коммерческого успеха. Целью первого концерта трех теноров было - вернуть на сцену Хосе Каррераса после долгой болезни. Все деньги мы тогда отдали на благотворительные нужды. Похоже, многие люди в тот момент впервые в жизни услышали оперное пение и после нашего концерта решили отправиться в театр.

Комментарии
Прямой эфир