Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Кармен в гостях у Шаляпина

Центральным событием форума, носящего имя Федора Шаляпина, стала премьера самой популярной в мире оперы - "Кармен" Бизе.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Шаляпинский форум - это, пожалуй, единственное, что сегодня напоминает о великом русском басе на его родине. Флигель, где родился певец, снесли после революции. Дом, где вырос, - девять лет назад. Музея тоже нет. Расстроенный рояль, халат хана Кончака и десяток фотографий занимают угол в музее друга - Максима Горького.

Кажется, сегодня столице Татарстана, погрязшей в ледяных торосах, совсем не до сохранения шаляпинского наследия. Особых примет на улицах даже в дни фестиваля не отыскать. В глаза бросился только одинокий, побитый ветром плакат, призывающий посетить меховую ярмарку. Реклама повторяла знаменитый портрет Федора Ивановича работы Бориса Кустодиева...

Директор Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, руководящий коллективом рекордные 30 лет, сетует на нехватку госфинансирования. На помощь спонсоров и вовсе не рассчитывает. Но шаляпинский фестиваль все равно каждый год в феврале собирает интересных исполнителей в лучших спектаклях. Как правило, все билеты раскупаются за три-четыре месяца до начала фестиваля. И это при том, что обычно театр дает не более десяти-двенадцати представлений в месяц, таким образом минимизируя количество пустых мест в зале.

В нынешней фестивальной афише представлено восемь названий. Помимо премьеры "Кармен", это три оперы Верди - "Риголетто", "Травиата", "Аида", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти, "Мадам Баттерфляй" Пуччини и две русские оперы - "Пиковая дама" Чайковского и "Борис Годунов" Мусоргского, где в заглавной партии обещан знаменитый бас Владимир Огновенко. В основном, приглашенные солисты - представители бывших республик Советского Союза и бывшего же соцлагеря. Подобный принцип подбора гостей, пусть даже и не звезд первой величины, вызывает щемящую ностальгию.

"Кармен" в Казани не было больше десяти лет. На постановку, которую уже ждут на гастроли по городам Голландии, в качестве режиссера пригласили хореографа Георгия Ковтуна. И получили избыточно яркое, порой до бессмысленности динамичное танцевальное ревю. Декораций - на три миллиона рублей, две сотни актеров одеты с покушением на моду. Ради пышного замысла смело перекроили партитуру: некоторые номера пережили рокировку, а где-то даже цитату из другой оперы Бизе - "Арлезианка" - внедрили, чтобы поплясать всласть.

В этой ситуации особенно жаль певцов. Нелегко пришлось солистке Национальной оперы Украины Анжелине Швачке, чья брутальная Кармен постоянно должна была выделывать какие-то экзерсисы. Что, естественно, не лучшим образом отразилось на качестве вокала. Не блеснули изысканностью и виртуозностью румынский тенор Калин Братеску (Хозе) и белорусский баритон Станислав Трифонов (Эскамильо). Единственным открытием спектакля стала белокурая полячка Катажина Мацкевич в партии Микаэлы. Обладательница хрустального сопрано была хороша по всем статьям - и вокально, и внешне, и актерски. Поразительно, что певица служит не в оперном театре из числа лучших, а в питерском Театре музыкальной комедии.

Надо заметить, все солисты, задействованные в "Кармен", - обладатели красивых голосов. Но в день премьеры все будто бы было против них. Очень жесткий, без всяких нюансов оркестр под управлением чеха Милоша Крейчи. А самое удивительное - грубая микрофонная подзвучка, съедающая всякую индивидуальность и попытку творчества. В прекрасном акустическом зале искусство зачем-то превратили в банальное развлекательное шоу.

Микрофонное пение в опере - явно не то средство, благодаря которому старейший в России Шаляпинский фестиваль создал свою репутацию в стране и мире. Хочется верить, что данный необдуманный опыт останется лишь неудачным экспериментом. Фестиваль завершится 11-12 февраля традиционным двухдневным гала-концертом. На сцену выйдут сразу почти два десятка солистов. В этом году в Казань впервые обещала приехать Елена Образцова. А в следующем, юбилейном для форума году ожидается невиданный прежде на берегах Волги съезд оперных мегазвезд.

Комментарии
Прямой эфир