Кармен в гостях у Шаляпина
Шаляпинский форум - это, пожалуй, единственное, что сегодня напоминает о великом русском басе на его родине. Флигель, где родился певец, снесли после революции. Дом, где вырос, - девять лет назад. Музея тоже нет. Расстроенный рояль, халат хана Кончака и десяток фотографий занимают угол в музее друга - Максима Горького.
Кажется, сегодня столице Татарстана, погрязшей в ледяных торосах, совсем не до сохранения шаляпинского наследия. Особых примет на улицах даже в дни фестиваля не отыскать. В глаза бросился только одинокий, побитый ветром плакат, призывающий посетить меховую ярмарку. Реклама повторяла знаменитый портрет Федора Ивановича работы Бориса Кустодиева...
Директор Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, руководящий коллективом рекордные 30 лет, сетует на нехватку госфинансирования. На помощь спонсоров и вовсе не рассчитывает. Но шаляпинский фестиваль все равно каждый год в феврале собирает интересных исполнителей в лучших спектаклях. Как правило, все билеты раскупаются за три-четыре месяца до начала фестиваля. И это при том, что обычно театр дает не более десяти-двенадцати представлений в месяц, таким образом минимизируя количество пустых мест в зале.
В нынешней фестивальной афише представлено восемь названий. Помимо премьеры "Кармен", это три оперы Верди - "Риголетто", "Травиата", "Аида", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти, "Мадам Баттерфляй" Пуччини и две русские оперы - "Пиковая дама" Чайковского и "Борис Годунов" Мусоргского, где в заглавной партии обещан знаменитый бас Владимир Огновенко. В основном, приглашенные солисты - представители бывших республик Советского Союза и бывшего же соцлагеря. Подобный принцип подбора гостей, пусть даже и не звезд первой величины, вызывает щемящую ностальгию.
"Кармен" в Казани не было больше десяти лет. На постановку, которую уже ждут на гастроли по городам Голландии, в качестве режиссера пригласили хореографа Георгия Ковтуна. И получили избыточно яркое, порой до бессмысленности динамичное танцевальное ревю. Декораций - на три миллиона рублей, две сотни актеров одеты с покушением на моду. Ради пышного замысла смело перекроили партитуру: некоторые номера пережили рокировку, а где-то даже цитату из другой оперы Бизе - "Арлезианка" - внедрили, чтобы поплясать всласть.
В этой ситуации особенно жаль певцов. Нелегко пришлось солистке Национальной оперы Украины Анжелине Швачке, чья брутальная Кармен постоянно должна была выделывать какие-то экзерсисы. Что, естественно, не лучшим образом отразилось на качестве вокала. Не блеснули изысканностью и виртуозностью румынский тенор Калин Братеску (Хозе) и белорусский баритон Станислав Трифонов (Эскамильо). Единственным открытием спектакля стала белокурая полячка Катажина Мацкевич в партии Микаэлы. Обладательница хрустального сопрано была хороша по всем статьям - и вокально, и внешне, и актерски. Поразительно, что певица служит не в оперном театре из числа лучших, а в питерском Театре музыкальной комедии.
Надо заметить, все солисты, задействованные в "Кармен", - обладатели красивых голосов. Но в день премьеры все будто бы было против них. Очень жесткий, без всяких нюансов оркестр под управлением чеха Милоша Крейчи. А самое удивительное - грубая микрофонная подзвучка, съедающая всякую индивидуальность и попытку творчества. В прекрасном акустическом зале искусство зачем-то превратили в банальное развлекательное шоу.
Микрофонное пение в опере - явно не то средство, благодаря которому старейший в России Шаляпинский фестиваль создал свою репутацию в стране и мире. Хочется верить, что данный необдуманный опыт останется лишь неудачным экспериментом. Фестиваль завершится 11-12 февраля традиционным двухдневным гала-концертом. На сцену выйдут сразу почти два десятка солистов. В этом году в Казань впервые обещала приехать Елена Образцова. А в следующем, юбилейном для форума году ожидается невиданный прежде на берегах Волги съезд оперных мегазвезд.