Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия владеет инициативой по всей линии фронта
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В Белоруссии ограничили выплату дивидендов гражданам недружественных стран
Общество
Матвиенко назвала убийство военкора Еремина террористическим актом
Мир
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Посольство РФ посоветовало судиться с Turkish Airlines при недопуске на рейсы
Мир
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
Мир
Додик на встрече с Патрушевым высоко оценил отношения с Москвой
Происшествия
ФСБ задержала готовившего теракт в Брянске сторонника украинских националистов
Общество
Третьего соучастника покушения на экс-сотрудника СБУ в Москве задержали в Луганске
Мир
Захарова указала на двойные стандарты США в вопросе прав человека на Украине
Общество
Скончалась заслуженный тренер России Елена Карпушенко
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ

Истина навынос

Исполнилось 185 лет со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Похоже, что именно он понял главную тайну нашей истории: "Годить надо!" Эти слова героя "Современной идиллии" - ключ ко всему. В этой истории есть все приметы 90-х годов ХХ в., хотя написана она за 110 лет до того. Годить - излюбленное занятие наших реформаторов. Освободили крестьян, а земли не дали. То же повторилось в наших 90-х. Переименовали колхозы в какие-то "предприятия", выдали бывшим колхозникам сертификаты на землю... и все осталось по-прежнему. Годить мы умеем. Герои Щедрина, одержимые мечтой составить некую "статистику" производства в России, попадают в селение Корчева, где была попытка внедрить сахарное производство. Но посадили свеклу, а выросла морковь. Одно слово - Корчева. Еще у них теплилась заветная мечта: "жида окрестить". Кончилось тем, что утопили его в пруду нечаянно.

Я уверен, что Щедрин совсем даже не смеялся над своими героями. Он попытался изобразить, как все было на самом деле. Так родилась "История одного города" - новый вариант "Повести временных лет". Вместо древлян и полян "моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи". А главное племя - головотяпы. Они всех врагов головами перетяпали.

Иудушку Головлева мир почти не знает. Читают Достоевского и Толстого. Но что такое наши история и современность без Иудушки, набожного до тошноты и верующего до седьмого пота? Ближе всего к Иудушке, конечно, генсек Брежнев, изображающий пламенную веру в коммунизм и одновременно дающий своему референту Бовину заповедь новую: "Пусть воруют". Чего не удалось Щедрину угадать в будущем, так это портреты градоначальников. Ну что такое градоначальник с органчиком в голове, играющим только две пьесы: "не потерплю" и "разорю", по сравнению с Лениным или Сталиным. Но и тут прозрение в финале глуповской хроники: на горизонте появилось "Оно", и на этом "история прекратила течение свое".

"Знаешь ли ты, что такое добродетель?" - спрашивает щуку карась-идеалист (видимо, реформатор). Щука ничего плохого не замышляла, просто от изумления "хайло" разинула, а его туда и втянуло. А когда топчут копытами понятие "свобода", отождествляя его с "разнузданностью", как не вспомнить щедринскую свинью, которая "чавкает" Правду: "Правда ли, сказывают, на небе-де солнышко светит?.. А по-моему, так все эти солнцы - одно лжеучение... ась?" На библейский вопрос, что есть истина, Щедрин дает исчерпывающий ответ: истина - это распивочно и навынос.

А уж перестройка-то наша как выпукло дана: "Явились даже опасные мечтатели. Руководимые не столько разумом, сколько движениями благородного сердца, они утверждали, что при новом градоначальнике процветет торговля и что, под наблюдением квартальных надзирателей, возникнут науки и искусства". Появление нового властителя глуповцы восторженно приветствовали: "Батюшка-то наш! красавчик-то наш! умница-то наш!" Поздравляли друг друга, целовались, проливали слезы, заходили в кабаки, выходили и снова заходили. Оставшись же без градоначальника, глуповцы "впали в анархию" - сбросили с колокольни Степку да Ивашку, потом утопили Порфишку да другого Ивашку и... разошлись по домам.

Директор библиотеки Иностранной литературы Екатерина Гениева рассказывала в программе "Школа злословия", как крупный чиновник сказал: "Зачем вам собрание сочинений Салтыкова и Щедрина? У вас уже есть одно собрание Салтыкова и Щедрина". Так что герои нашего отечественного Свифта плодятся и размножаются со скоростью света. Его можно прочесть сегодня и по-сорокински, и в пелевинском стиле. Это писатель на все времена, и, к великому сожалению, ничто в его прозе не устаревает, даже "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Даже обличительное "В среде умеренности и аккуратности", где Молчалин возвращается домой с "обагренными бессознательными преступлениями руками": "Вспомните, ведь у вас руки..." И Молчалин отвечает: "Я вымыл-с".

Не читайте Салтыкова-Щедрина, а то еще начнете задумываться. А задумываться не надо. Надо "годить".

Комментарии
Прямой эфир