Закончился фестиваль Плетнева
Семь вечеров на любой вкус в Концертном зале имени П.И. Чайковского и перманентные разговоры в кулуарах на тему, каково будет развитие дела, возбужденного в Таиланде в отношении худрука РНО.
На звание самого яркого фестивального события претендовало концертное исполнение оперы Россини «Золушка». Дирижировал Михаил Плетнев, пела итало-российская команда солистов. Россини у Плетнева получился искристым, легким, изящным и невероятно быстрым. Певцы, явившие в основном образчик провинциального итальянского театра, категорически не поспевали за маэстро, их голоса безнадежно тонули в оркестре без всяких признаков изысканного бельканто. Единственный, кто довел зал до восторженного экстаза, — знаменитый итальянский «буффо» Бруно Пратико (отчим Золушки). И хотя его бас-баритон уже имеет заметные возрастные изъяны, певец мастерски компенсирует их гомерически смешной игрой — вокальной и актерской.
Из наших лучшей оказалась сопрано Анастасия Белукова в роли одной из сестер-злючек. Известный tenore di grazia Антонино Сирагуса, певший принца Рамиро, был небрежен в кульминационных нотах и вообще много покрикивал в пении. Золушкой-Анджелиной на сцену вышла Серена Мальфи. И запомнилась одним — страстным желанием походить на Чечилию Бартоли. Но если внешне ей это удалось, то вокально 25-летняя певица прошла по краю полного фиаско.
Главной приглашенной звездой фестиваля стала американка Лора Клейкомб, которую знают и любят в Москве со времен конкурса Чайковского 1994 года. В свой нынешний приезд певица оказалась в несколько затруднительном положении. В первый вечер, когда она исполняла камерную программу, где основу составляли изысканные песни Превина и O Lacrimosa Кшенека, выяснилось: если оркестранты превращаются в камерный ансамбль, то без дирижера они утрачивают и стройность звучания, и чуткость к солисту.
В другой вечер, когда американка исполняла труднейший Концерт для голоса с оркестром Глиэра, все было благополучнее. Хотя и тут не обошлось без экстрима. Скрипач Николай Цнайдер, который должен был этим концертом дебютировать в Москве как дирижер, в итоге бойкотировал фестиваль без объяснения причин. Выручил коллега Цнайдера Максим Венгеров. И хотя между дирижером и солисткой возникали некоторые расхождения, в целом исполнение оказалось и виртуозным, и осмысленным, что бывает крайне редко.
В фестивальной афише значились два концерта, выглядящие как вставные номера, совсем не подходящие интеллигентной стилистике РНО. Это цыганский ансамбль Роби Лакатоша из Венгрии. А также представление дирижером Теодором Курентзисом 15-минутных сочинений четверки современных российских композиторов (Полина Назайкинская, Наталья Прокопенко, Владимир Горлинский, Кирилл Уманский), финалистов конкурса, проведенного порталом YouTube.
Завершающим аккордом фестиваля стал фирменный для Михаила Плетнева «Иоанн Дамаскин» Танеева. Инфернальную гениальность исполнения подпортил Московский камерный хор Владимира Минина. Звучание было красивым, но разобрать слова не удавалось. Та же история повторилась во время исполнения Девятой симфонии Бетховена, где знаменитый финал «Обнимитесь, миллионы» исполняли сводным хором в 500 голосов.
К сожалению, фестиваль ни разу не собрал аншлага и в целом проходил достаточно нервно. На протяжении трех вечеров, когда за дирижерский пульт вставал Михаил Плетнев, по залу рассредоточивались секьюрити. Впрочем, никаких инцидентов не случилось. Абсолютное большинство тех, кто пришел на концерты, уверены: знаменитого российского музыканта на Востоке оклеветали. Уверенные в обратном, видимо, проголосовали своим отсутствием.
Михаила Плетнева зал неизменно встречал и провожал бурными, напористо-митинговыми овациями. Маэстро, который раньше выходил на поклоны с оттенком усталой обреченности, ныне явно наслаждался и, естественно, был благодарен публике за преданность.