Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Вокзал-корабль уплыл на ремонт

9 апреля в Москве открывается пассажирская навигация - речные трамвайчики и экскурсионные теплоходы начинают возить туристов. Новый сезон столичный флот встречает без своего самого знаменитого сооружения - здания-парохода Северного речного вокзала. Один из символов Москвы закрылся на реставрацию
0
Северный речной вокзал еле дожил до реконструкции (фото: Сергей Шахиджанян)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

9 апреля в Москве открывается пассажирская навигация - речные трамвайчики и экскурсионные теплоходы начинают возить туристов. Новый сезон столичный флот встречает без своего самого знаменитого сооружения - здания-парохода Северного речного вокзала. Один из символов Москвы закрылся на реставрацию. (Работает только причал, откуда отходят теплоходы.) В Москомнаследии обещают сохранить все ценное - панно с гербами советских республик, майолики на фасаде, раздвижной шпиль и красную звезду, перенесенную сюда со Спасской башни Кремля.

О том, что такое Северный речной вокзал для Москвы, говорит один факт: он стал вторым памятником истории и культуры, официально поставленным на государственную охрану, первым был Мавзолей. Построенный в 1937 году, еще до того, как было заполнено Химкинское водохранилище, он должен был стать символом Москвы как порта пяти морей, речными воротами столицы. По задумке архитекторов (вокзал спроектировали Алексей Рухлядев и Владимир Кринский), вытянутое вдоль реки здание с галереями и колоннадами должно было напоминать пришвартованный у причала корабль.

Фонтан украли, звезду склевали вороны

Несмотря на разруху и запустение последних лет, аромат неоправданного счастья, жизненной энергии и легкости отчетливо ощущается здесь до сих пор. Украшающие вход майолики - керамические расписные панно в форме тарелок - можно рассматривать долго: это летопись последних достижений 1930-х годов. Здесь и виды Кремля, и первый полет над Северным полюсом, и шлюз строящегося канала Москва-Волга.

- Особенно интересны две майолики, расположенные со стороны, обращенной к реке, - рассказал "Известиям" искусствовед, куратор проекта "СовАрх" Денис Ромодин. - На одной изображена станция метро - это "Киевская" Филевской линии. В момент строительства вокзала это была совсем новая станция и предмет особой гордости. На другой тарелке - Дворец Советов, грандиозный проект которого тогда только появился. Такие вот два монументальных свершения - одно состоялось, другое - нет.

Крыша вокзала даже более знаменита, чем фасад, - она использовалась в качестве декорации в советских кинолентах. Тумбочки со светильниками в форме ландышей можно увидеть в фильмах "Новая Москва" и "Волга-Волга". Когда-то здесь стояли столики и располагалась летняя веранда ресторана, где в качестве бесплатного приложения можно было насладиться видами на реку и причал.

С боковых сторон вокзал-корабль завершается полукруглыми двориками - здесь, окруженные колоннами, размещались фонтаны "Север" (белые медведи, поддерживающие чашу) и "Юг" (стая резвящихся дельфинов). Мишек пока еще можно увидеть, дельфинов - уже нет, пропали в конце 1990-х. Но самая знаменитая достопримечательность Северного речного вокзала сохранилась - это красная звезда со Спасской башни Московского Кремля. Инкрустированная уральскими самоцветами металлическая звезда с размахом лучей 5 метров и весом 1,3 тонны в 1935 году заменила на башне двуглавого царского орла. Но продержалась недолго - потускнела и стала казаться меньше, чем есть на самом деле. В 1937 году кремлевские звезды было решено заменить новыми - старую со Спасской башни сослали на речной вокзал. Там она и стоит до сих пор. Правда, самоцветы давно растащили вороны, остался один металлический остов.

Шпиль, поддерживающий звезду, тоже непрост - он может раздвигаться как телескоп или зонтик. Планировалось, что весной с открытием навигации звезду будут поднимать, а осенью - опускать. Но шпиль складывали всего трижды: во время первой навигации, в войну и три года назад, когда компания-арендатор сочла, что лучше звезду опустить, чтобы снизить парусную нагрузку. В сложенном виде она и ожидает реставрации.

Здесь будут офисы

- Вокзалу планируется вернуть первоначальный исторический облик, - пояснила "Известиям" эксперт Москомнаследия Евгения Шингарева. - В перечне того, что входит в предмет охраны и должны быть отреставрированы - фасады (включая шпиль и майоликовые панно), исторические интерьеры зала ожидания и ресторана, парадная лестница. Там, где предмет охраны не определен (речь о помещениях, где располагались офисы) предполагается свободная планировка с дальнейшим приспособлением для современного использования. Дворики с полукруглыми колоннадами предполагается остеклить, фонтаны, располагавшиеся в них, восстановить. Будет приведен в порядок также механизм шпиля.

Восстановят ли в первоначальных материалах кремлевскую звезду, в Москомнаследии сказать затруднились: "Пока не знаем, какой именно будет материал - об этом рано говорить".

Перемены в судьбе вокзала, похоже, связаны со сменой хозяев. Здание считалось федеральной собственностью и находилось на балансе федерального ГУПа "Ресурс", который 15 лет подряд сдавал его вместе с причалом в аренду ООО "Интер Финанс Текнолоджис". В марте 2009 года Федеральная антимонопольная служба выпустила предписание о нарушении закона - аренда была оформлена без конкурса. В октябре прошлого года вокзал передали другому федеральному ГУПу - Каналу имени Москвы. Когда будет закончена реставрация и сколько она будет стоить, неизвестно - администрация канала на контакт с прессой не идет. В разрешении на реставрацию Москомнаследия стоят сроки ее окончания конец 2010 года. Возможно, уже к следующей навигации вокзал-корабль будет снова в строю. 

Сезон отдыха на воде открыт

Столичная судоходная компания предлагает для речных прогулок девять маршрутов "трамвайчиков". Из них восемь по центру города (на участке между Новоспасским мостом и Киевским вокзалом) и один периферийный (Коломенское-Марьино-Братеево). Взрослый билет стоит 400 рублей, детский - 150. В этом году вводится льготная цена для ветеранов, пенсионеров и учащихся: в будние дни до 15 часов билет для этих категорий будет стоить 150 рублей.

Для загородных прогулок этой же компанией разработаны маршруты в зоны отдыха "Горки" и "Бухта радости" на Клязьминском водохранилище и в "Хвойный бор" на Пестовском водохранилище. Теплоходы "Москва" и "Ракета" отправляются с Северного речного вокзала. Минимальная цена взрослого билета - 600 рублей. Есть круговой маршрут по Химкинскому водохранилищу (билет стоит 200 руб.) Подробные маршруты, расписание, адреса причалов и цены можно посмотреть на сайте.

С ноября 2009 года по Москве-реке ходят речные ледоколы компании "Рэдиссон-круиз". Для этих судов навигация не прекращалась. Они отправляются от причала у гостиницы "Украина", за 2,5-3 часа делают круг по Москве-реке без остановок. За отдельную плату экскурсанты могут пообедать или поужинать на борту. Минимальная стоимость билета - 700 рублей. Даты круизов и цены можно уточнить по телефону (495) 228-55-55, с 9 до 21 часа без выходных.

Комментарии
Прямой эфир